
А. Бородин — неповторимо своеобразный композитор. Он проявил себя и как крупный ученый- академик Медико-хирургической академии, член «Могучей кучки», общественный деятель. В музыке Бородин во многом продолжал традиции Глинки. Замечательно характеризуют облик композитора слова В. В. Стасова: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так н в опере и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенные с изумительной страстностью, нежностью и красотой».
В своей музыке А. Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. И наряду с этим в творчестве А. Бородина встречаются образы лирические, задушевные, чарующе-искренние, полные страсти и нежности. Основным средством музыкального высказывания у А. Бородина всегда является мелодия — широкая, песенная, пластичная. Красочность, яркость присущи гармоническому языку Бородина. Здесь он выступает как новатор, создатель смелых и необычных аккордовых сочетаний. Все музыкально-выразительные средства используются у А. Бородина гармонично и подчинены строгой логике развития.
Жизненный путь
Дата | Событие | Творчество |
1833 | 31 октября в городе Петербурге родился А. П. Бородин. Он был рожден вне брака. Отцом будущего композитора был князь Лука Гедианов, происходивший от татарских и грузинских князей. Мать композитора Авдотья Константиновна была дочерью солдата. Маленького Сашу записали сыном дворового человека Порфирия Бородина. | Маленький Саша отличался разнообразными способностями, он был очень трудолюбив, знал с детства много иностранных языков, любил слушать духовой оркестр. Подбирал по слуху услышанные мелодии. |
1841 | Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, брал уроки английского и латыни (по-французски и по-немецки уже в юности говорил свободно), берет уроки игры на флейте и фортепиано. | Мать композитора была любительницей музыки. Она пела, играла на гитаре. |
1842 | Саша пишет первые музыкальные произведения. | Среди первых произведений композитора полька «Элен». Пишет Концерт для флейты с фортепиано. |
1846 | Помимо музыки увлекается химией, естествознанием. Вместе с товарищем М. Щеглевым играет в четыре руки, посещает симфонические концерты. | |
1850 | Бородин поступает в Медико-хирургическую академию. Сочиняет камерные произведения. | Пишет камерные ансамбли, песни, романсы, изучает гармонию и полифонию |
1857 | Заканчивает академию, служит в госпитале. | |
1858 | Защищает диссертацию, получает звание доктора наук. | |
Как подающий надежды, молодой ученый едет на три года в научную командировку за границу в город Гейдельберг (Германия). Знакомится со многими молодыми русскими учеными: Сече-новым, Юнге, Боткиным, Менделеевым. Всех их объединяет дружба, любовь к науке и музыке. А. Бородин знакомится с пианисткой Е. С.Протопоповой, впоследствии она станет его женой. | ||
1862 | Бородин — профессор на кафедре химии в Московской химической академии. Композитор знакомится с Балакиревым и членами «Могучей кучки». | Пишет Первую симфонию по совету Балакирева.Работал около 7 лет. |
1869 | 16 января 1869 года Первая симфония исполнена с большим успехом. | Пишет песни-сказки: «Спящая княжна», «Морская царевна», «Песня темного леса», драматическую балладу «Море», лирические романсы «Отравой полны мои песни» на стихи Гейне, «Фальшивая нота» на собственные стихи. |
1876- 1880 | Получает признание на родине и за границей. Знакомится с Ф. Листом. Первая симфония композитора с большим успехом сыграна на фестивале в Баден- Бадене. | Закончена симфония героического характера «Богатырская». Бородин начинает работу над оперой «Князь Игорь». Пишет новое произведение «Струнный квартет». |
1882 | 26 января 1882 года на собрании музыкального общества звучит Второй струнный квартет Бородина. | |
1880— 1885 | Творчеству мешает неустроенность быта, болезнь любимой жены. Все произведения композитора популярны в Европе и Америке, часто исполняются на родине. | Пишет романсы и песни «Для берегов отчизны дальной», «У людей-то в дому», «Спесь», «Арабскую мелодию», симфоническую картину «В Средней Азии», «Маленькую сюиту» для фортепиано, интенсивно работает над Третьей симфонией. Композитор перегружен научной и общественной работой. |
1887 | 15 февраля Бородин скоропостижно скончался от сердечного приступа. Похоронен в Александро-Невской лавре | Третья симфония не была записана, композитор Глазунов по наброскам Бородина восстановил две части. Оперу «Князь Игорь» закончили Глазунов и Римский-Корсаков. |
1890 | Премьера оперы «Князь Игорь» на сцене Мариинского театра в Петербурге. |
Лука Степанович Гедианов, (Гедеванишвили) отец А. П Бородина Авдотья Константиновна
Антонова, мать А. П. БородинаИлья Репин.
Портрет А. П. Бородина. 1888г.Народный музей А. П. Бородина в селе Давыдово Владимирской области. Здесь в течение трёх летних сезонов композитор. А. П. Бородин. Е. С. Бородина
Основные произведения
- Опера «Князь Игорь», опера-фарс «Богатыри»
- Три симфонии (третья не окончена), симфоническая картина «В Средней Азии»
- Квинтет для струнных с фортепиано, два струнных квартета и «Маленькая сюита» для фортепиано
- 16 романсов
Творческое наследие А. Бородина не велико по объему. В его произведения нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа , свободолюбие, богатырские образы истории. Эпическая широта сочетается в музыке композитора с глубоким лиризмом.
Наряду с чутким проникновением в характер отечественного фольклора композитор постигал искусство народов Востока. Наиболее значительное творение А. Бородина — опера «Князь Игорь». Образец национального героического эпоса в музыке. Композитор является одним из создателей русской классической симфонии и квартета. Он стал также новатором и в области камерной вокальной лирики.