Зарождение Романтизма в европейской искусстве.

Романтизм – это идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, для которого была характера идеализация и возвышение человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Поначалу термин «романтизм» употреблялся в значении «необычный», «мистический», и лишь со временем его стали воспринимать в значении «новый», «иной».

Странник над морем тумана. 1818 г.
Каспар Давид Фридрих.

Характерной чертой романтизма стало противопоставление личности и социума, изображение идеальных героев –  дерзких, бесстрашных, идейных, с сильными, противоречивыми характерами, способных на яркие поступки.

История возникновения

Романтизм стал зарождаться в Европе конце XVIII – начале XIX века. Родиной данного направления стала Германия, в которой к тому времени большой популярностью пользовалось  литературное движение под названием «Буря и натиск». Его сторонники проповедовали весьма радикальные для того времени идеи, полные бунтарства и радикализма.

Причиной возникновения романтизма стал кризис предшествовавшего направления – классицизма, который был излишне рационален и холоден. В  результате в культуре произошел перегиб в иную сторону, и так возник романтизм – наполненный чувствами, переживаниями и эмоциями.

Новое направление в искусстве быстро распространилось по странам Европы, в России и Америке. Оно нашло свое отражение в музыке, живописи, литературе. В России основоположником романтизма стал выдающийся поэт Василий Андреевич Жуковский.

Романтизм весьма многогранен в своем проявлении. Так, выделяют следующие основные его течения: утопические (поиск возвышенного идеала), байронические (царство одиночества и меланхолии), вольтеровские (историческая составляющая), гротескно-фантастические (изображение нереального, несуществующего мира), народно-фольклорные (основанные на народном творчестве).

Основные черты

  • Преобладание чувств над разумом.
  • Внимание к внутреннему духовному миру человека.
  • Синтез искусств – ключевая идея в музыкальной культуре романтизма.
  • Отражение универсальной картины мира: соединение прекрасного с безобразным, высокого – с низменным, трагического – с комическим.
  • Бездуховная реальность противопоставлялась мечте, прекрасной, но недостижимой.
  • Боготворение Художника – как высшего из смертных.

Темы и образы

  • Тема одиночества: недооценённый гений или одинокая личность в обществе.
  • Тема «лирической исповеди»: присутствие элемента автобиографичности.
  • Тема любви: неразделённая или трагическая любовь (но не всегда).
  • Тема странствий: душа романтика, раздираемая противоречиями, искала свой путь.
  • Тема смерти: в основном это была духовная смерть.
  • Тема природы: природа и оберегающая мать, и сопереживающий друг, и карающий рок. С этой темой связан и культ родной земли.
  • Тема фантастики: воображаемый мир был гораздо богаче реального.
  • Темы и образы народного творчества.

Жанры

  • Вокальная и инструментальная баллада.
  • Песни, часто объединяемые в циклы.
  • Романтическая опера, которая отличалась прочной связью слова, музыки и сценического действия.
  • Фортепианная миниатюра: экспромт, музыкальный момент, мазурка, вальс, ноктюрн, «Песня без слов», этюд, пьесы с объявленной программой и др. Как и песни, пьесы часто объединяются в циклы.
  • Программные сочинения на основе синтеза искусств.
  • Одночастные сонаты, одночастные концерты и симфонические поэмы, пятичастная симфония.
  • Использование жанров народного творчества – песен, баллад, сказаний, легенд.

Музыкальный язык

  • Мелодия более индивидуальна, непрерывно развивающаяся без автоматической повторности и регулярности акцентов, выразительна в каждом мотиве, чутко реагирующая на поэтику слова.
  • Использование натуральных ладов, особенно при воплощении народного духа или фантастических образов.
  • Гармония обогатилась новыми красками: альтерированные аккорды, усиливающие напряжение, аккорды побочных ступеней.
  • Сопоставление одноимённых тональностей.
  • Фактура стала важным звеном, её роль сравнима с ролью мелодии.
  • Аккомпанемент перестал быть нейтральным и типичным по фактуре.

Романтизм в литературе

В европейской литературе можно найти множество произведений, написанных в духе романтизма. В числе знаменитых представителей новой философии литературы стоят такие знаменитые писатели, как Гофман (сборник «Ночные рассказы», сказки «Золотой горшок», «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» и романы «Повелитель блох», «Житейские воззрения кота Мурра»), Шатобриан (трактат “Гений христианства”), В. Гюго (роман “Собор Парижской Богоматери”), Дюма («Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго») и многие другие. Это ярчайшие примеры романтических книг.

Романтизм в живописи

Романтизм в живописи — это полотна Делакруа (“Свобода, ведущая народ” 1830 г.), Тернера (“Последний рейс корабля «Отважный»” 1838), Гойи (“Рождение Богородицы” 1774), Брюллова (“Последний день Помпеи” 1830-е), Айвазовского ( “Девятый вал” 1850) и других. Картины романтизма в изобилии представлены в Третьяковской галерее и Эрмитаже.

Романтизм в архитектуре

Архитектура эпохи романтизма похожа сама по себе на сказочные замки, и отличаются невероятной роскошью.

Примеры одежды в стиле Романтизма

Об эпохе Романтизма посмотрите видео

Добавить комментарий