Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Иоганн Себастьян Бах — великий немецкий композитор XVIII века. Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора Мендельсона было публично исполнено величайшее произведение Баха — «Страсти по Матфею».

Сегодня музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь ее красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. Слово «бах» в переводе с немецкого означает ручей. «Не ручей! — Море должно быть ему имя», — сказал о Бахе великий Бетховен.

Биография композитора

31 марта 1685г. Бах родился в Германии в городе Эйзенахе в семье музы­канта.
1695г.Переезд в Ордруф к старшему брату-органисгу после смер­ти родителей. Начало систематических занятий на скрип­ке, органе, клавесине. Первые произведения — восемь хо­ральных обработок для органа.
1700г. Переезд в Люнебург. Обучение в лицее. Постоянное само­образование. Посещение Гамбурга — для того, чтобы по­слушать игру знаменитого органиста И. Рейнкена и посе­тить оперные спектакли.
1703-1707гг. Работа органистом в Арнштадте. Создание «Каприччио на отъезд любимого брата». Б Любеке Б. присутствует на концертах знаменитого органиста Д. Букстехуде. Переезд в Веймар.
1708-1717гг. Веймарский период
Служба в Веймаре в качестве органиста и придворного му­зыканта герцога Веймарского. Создание органных сочине­ний: хоральных прелюдий. Токкаты и фуги ре минор. Пассакальи до минор, прелюдий и фуг. Б. перекладывает для органа и клавесина скрипичные концерты А. Виваль­ди. Поездки по разным городам Германии.
1717-1723гг. Кетенский период
Работа в Кетене придворным капельмейстером при дворе принца Кетенского. Создание произведений для клавира и других инструментов: 1 том «Хорошо темперированного клавира» (ХТК), Хроматической фантазии и фуги ре минор, шести Английских и шести Французских сюит для клави­ра, шести сонат для скрипки соло, шести Бранденбургских концертов для инструментального ансамбля и др.
1723-1750г. Лейпцигский период.
Бах занимает должность кантора в цер­кви св. Фомы. Сочинение вокально-инструментальных духовных произведений: кантаты, оратории, пассионы (Страсти по Матфею, Страсти по Иоанну), Месса си минор, Магнификат. Б. продолжает работать над клавирными произведениями — редактирует I и пишет II том ХТК, Итальянский концерт, Гольдберговские вариации. Музыкальное приношение, Искусство фуги.
1729- 1740гг.Бах возглавляет Лейпцигское музыкальное общество («Музыкальную коллегию») и работает со студентами университета. Композитор пишет множество светских произведений для праздничных концертов: кантаты, сюиты для оркестра, сюиты для виолончели, скрипичные и клавирные концерты с оркестром и др.
Лейпцигские
годы
Это пора творческого расцвета композитора. Баху пришлось
в полной мере испытать оскорбления и преследования со стороны светского и церковного начальства. Служебные обязанности часто не имели отношения к музыке. Иоганн Себастьян должен был обучать учеников не только искусству, но и латыни, настраивать и чинить органы, следить за сохранностью инструментов, переписывать ноты.
1736 г.Бах получает звание придворного музыканта саксонского
курфюрста. Тяжесть положения скрашивала слава непревзойденного виртуоза на органе и клавесине.
1740-е гг.Падает интерес Баха к общественной музыкальной жизни. Болезнь глаз.
28 июля 1750 г.Смерть композитора. Похороны состоялись на кладбище
при церкви св. Иоанна (спустя некоторое время кладбище исчезло под растущим городом)

Бах был дважды женат и имел 20 детей. Четверо из его сыновей еще при жизни отца стали знаменитыми музыкантами: Вильгельм Фридеман Бах, Иоганн Кристиан Бах, Иоганн Кристоф Фридрих Бах, Карл Филипп Эммануэль Бах.

Больше узнать об биографии композитора и продолжение здесь и здесь.

Характеристика творчества

Немецкий композитор и органист, представитель эпохи барокко. Творчество И.С. Баха — вершина полифонического стиля эпохи Барокко.

Образы и темы

Воплотил в музыке богатый и сложный внутренний мир человека; возвышен­ные, глубокие религиозные чувства.

Жанры

Свыше 1000 произведений во всех жанрах того времени, кроме оперы:

  • вокально-инструментальные (светские и духовные кантаты, пассионы, мессы);
  • инструментальные (оркестровые, клавирные произведения для разных инст­рументов соло и с оркестром И Т. д.);
  • органные (прелюдии и фуги, токкаты, фантазии, хоральные прелюдии).

Новаторство

  • Традиционные жанры обогатил чертами, заимствованными из других видов музыки.
  • Объединил токкату (также — фантазию, прелюдию) с фугой в двухчастный цикл в органной и клавирной музыке.
  • Создал жанр клавирного концерта.
  • Создал произведения для начинающих музыкантов (инвенции и симфонии; нотная тетрадь Анны Магдалены Бах и др.)

Истоки музыкального языка

Большое влияние на творчество Баха оказали: немецкая песня и протестантский хорал, хоровая полифония эпохи Возрождения, итальянская и немецкая органная музыка, итальянская опера и итальянская скрипичная школа, французская клаве­синная музыка.

Протестантский хорал — духовное песнопение на немецкий текст, исполнявшееся при­хожанами. Возник в Германии в XVI веке, когда католические песнопения на латинском языке были заменены на хоралы — народные песни с религиозными текстами на немецком языке. Из него вытек первый национальный жанр инструментальной немецкой музыки — органная хоральная прелюдия или органная хоральная обработка.

Полифония

И.С. Бах — великий полифонист. В его творчестве окончательно сформировалась фуга — высшая форма полифонии.

Гармония

В творчестве композитора сложилась тональная система мажора и минора: гармоничес­кая функциональность, главенство тоники, модуляции в пределах мажоро-минор­ной системы. Использование сложных аккордовых структур.

Мелодии

Яркий, рельефный тематизм. Мелодиям Баха присуща напевность народных песен и хоралов; инструментальная выразительность.

И.С. Бах обладал энциклопедическими познаниями. Конструировал новые инструмен­ты (клавесин-лютня, виола-помпоза).

Был более известен не как композитор, а как виртуоз-импровизатор на орга­не и клавесине. Почти ничего из произведений Баха не было напечатано при его жизни. После того как Ф. Мендельсон в 1829 году исполнил в Берлине «Страсти по Матфею», музыка Баха зазвучала по всему миру.

Список основных произведений.


Вокально-инструментальные произведения

  • Месса си минор
  • «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну»
  • Светские и духовные кантаты .

Оркестровые произведения

  • 4 увертюры (сюиты)
  • «Бранденбургских концертов»

Концерты для солирующих инструментов с оркестром

  • концертов для клавира с оркестром.
  • 3 Концерта, для двух, 2 — для трех клавиров с оркестром
  • 3 концерта для скрипки с оркестром
  • Концерт для двух скрипок с оркестром

Произведения для смычковых инструментов

  • сонат и партит для скрипки соло .
  • 7 сонат для скрипки и клавира
  • 6 сюит (сонат) для виолончели соло

Органные произведения      .            ‘

  • Хоральные прелюдии    
  • Пассакалия до минор
  • Прелюдии и фуги     
  • Фантазии и токкаты.

Клавирные произведения

  • Сборник «Маленькие прелюдии и фуги»
  • 15 двухголосных инвенций и 15 «симфоний» (трехголосных инвенций)
  • 48 прелюдий и фуг (два тома «Хорошо темперированного клавира»)
  • 6 «Французских» и 6 «Английских» сюит 6 партит
  • «Итальянский концерт» для клавира, соло
  • «Хроматическая фантазия и фуга»

Добавить комментарий