Клавирные произведения составляют большую часть творчества композитора.
Посмотреть видео об клавирном творчестве.
Клавирные произведения Баха:
- «Маленькие прелюдии и фуги»
- 15 двухголосных инвенций
- 15 трехголосных инвенций (симфоний)
- 6 «Французских» сюит
- 6 «Английских» сюит
- 6 партит
- 48 прелюдий и фуг («Хорошо темперированный клавир», два тома)
- «Итальянский концерт»
- «Хроматическая фантазия и фуга»
Его музыкальные образы рождены стихией полифонии. Полифония в переводе с греческого– многоголосие. Такое, в котором каждый голос является одинаково важным и ведет свою выразительную мелодию.
Ведь существует еще и такое многоголосие, в котором ведущее значение имеет только один голос, звучит мелодия. Остальные голоса ему только аккомпанируют. Такой стиль называется гомофонией. Образцом может служить романс или песня с сопровождением.
Полифоническая музыка появилась за много столетий до Баха. Он своим искусством, достигшим истинного совершенства, подготовил итоги развития полифонии.
За многие столетия существования в полифонической музыке возникли свои особые формы и жанры, средства развития. Одной из самых важных среди них является полифония. В музыке этим словом называют повторение мелодии, только что прозвучавшей в другом голосе или у другого инструмента.
Точнее, это поочередное вступление голосов, в котором каждый голос, немного опаздывая, вторит предыдущему. Благодаря имитации ( от латинского – подражание), достигается непрерывность мелодического движения. Этот прием Бах использовал в небольших пьесах, которые писал для своих сыновей – маленькие прелюдии и фуги, инвенции, симфонии.
Ярким примером могут служить пятнадцать двухголосных инвенций композитора. Слово Инвенция переводится как «выдумка», «изобретение». Инвенция — небольшая пьеса полифонического характера. Трудно научиться вести одновременно несколько голосов так, будто их играет не один пианист. При этом еще плавно и мягко. Сделать подобное трудно даже на современном фортепиано, не говоря о старинном клавесине баховской эпохи. Именно Бах принадлежит манера играть закругленными пальцами с «подкладыванием» первого.
Итак, Бах написал свои инвенции для того, чтобы научить своих учеников «красивому и певучему методу исполнения». Но его инвенции – это не просто упражнения. Это высокохудожественные пьесы.
В основе каждой из них – одна короткая выразительная тема. В имитационных произведениях эта тема звучит вначале одноголосно, а затем ее имитирует другой голос. Причем первый не замолкает, он продолжает движение, оттеняя тему. Такое продолжение мелодии называется противосложением.
Нужно добавить, что в инвенциях есть разделы, где тема вообще не проводится. В них могут развиваться элементы основной темы. Такие разделы называют интермедиями( в переводе с латинского интер – между). Такой принцип построения лежит основе Инвенции №1 до мажор.
Но не всегда Бах пользовался только этим принципом, Распространен и другой тип имитации.В нем последующий голос повторяет не только саму тему, но и противосложение. То есть все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, а вступая поочередно, иногда от одного и того же звука, иногда – от разных. Такая имитация называется канонической или просто каноном. Это непрерывно проводимая имитация. Такое развитие присуще Инвенции №8 фа мажор .
Французская сюита №2 до минор
В тональности до минор написана вторая из «Французских сюит». По традиции, установившейся в старинных сюитах, она содержит четыре основные части — Аллеманду, Куранту, Сарабанду и Жигу, а также еще две интермедийные части — Арию и Менуэт, вставленные между Сарабандой и Жигой.
Аллеманда — танец, который формировался в XVI—XVII веках в нескольких европейских странах — Англии, Нидерландах, Германии, Франции и Италии. Так, например, старинная немецкая аллеманда была немного тяжеловесным групповым танцем. Но, войдя в клавирные сюиты, аллеманда к XVIII веку почти утеряла танцевальные черты. От своих «предков» она сохранила лишь неторопливую степенную поступь с размером на четыре либо на две четверти. В конце концов она превратилась в свободно построенную
прелюдию. Похожа на задумчивую лирическую прелюдию и Аллеманда из до-минорной сюиты Баха. Здесь чаще всего ведут свои линии три голоса. Но иногда к ним подключается и четвертый голос. При этом самый мелодичный голос — верхний:
Куранта — трехдольный танец французского происхождения. Но для французских клавесинных курант была типична некоторая ритмическая изысканность, манерность. Куранта же в сюите Баха до минор сродни итальянской разновидности данного танцевального жанра — более живой и подвижной. Этому способствует гибкое сочетание двух голосов, которые словно подзадоривают друг друга:
Сарабанда — трехдольный испанский танец. Некогда он был быстрым, темпераментным, а позднее стал медленным, торжественным, нередко близким траурному шествию. Сарабанда из сюиты Баха от начала до конца выдержана в трёхдольном складе. Движение среднего и нижнего голосов все время строгое, сосредоточенное (преобладают четверти и восьмые). А движение верхнего голоса значительно более свободное и подвижное, очень выразительное. Здесь преобладают шестнадцатые, часто встречаются ходы на широкие интервалы (квинту, сексту, септиму). Так образуются два контрастных слоя музыкального изложения, создается лирически напряженное звучание:
Жига — стремительный задорный танец, ведущий свое происхождение из Ирландии и Англии. В старину жигу любили плясать английские матросы. В сюитах жига обычно является заключительной, финальной частью. В своей до-минорной Жиге Бах часто использует прием канонической имитации между двумя голосами (как и в Инвенции фа мажор). Изложение этой пьесы насквозь пронизано подпрыгивающим ритмом:
Цикл основан на принципе контрастного сопоставления танцев ( по характеру, темпам, метроритму, фактуре)
По сравнению с контрастом между Аллемандой и Курантой контраст между Сарабандой и Жигой более острый. Но его смягчают вставленные между ними две дополнительные части. Часть, названная «Арией», скорее походит не на сольный вокальный номер в опере, а на спокойную простодушную песню.
Следующий же за ней Менуэт — французский танец, соединяющий подвижность с грациозностью.
Все танцы сюиты объединены тональностью до минор, двухчастной формой каждого танца, жанром, контрастностью.
Контрастность темпов сочетается здесь с закономерной сменой фактуры: в аллеманде и сарабанде ведущими является верхний голос, в куранте и жиге — голоса равноправны.
Хорошо темперированный клавир
Хорошо темперированный клавир стал настоящей энциклопедией баховских образов. В каждый из двух томов вошли 24 прелюдии и фуги. Том I был написан в 1722 в Кетене, II том — в 1744 году в Лейпциге. Бах хотел этим сочинением внедрить в практику умение пользоваться всеми тональностями темперированного строя, утвердить на практике равноправие всех 24 тональностей.
В начале 18 века клавиатурные инструменты имели лишь приблизительно правильный строй. То есть полутоны хроматической гаммы не были точно равны друг другу. Такой клавесин звучал чисто только в тональностях с малым количеством знаков. Тональности свыше трех-четырех знаков звучали фальшиво и почти не употреблялись. Говоря проще, тогдашние клавесины были очень похожи на сильно расстроенный современный рояль. попробовали бы вы играть на заведомо расстроенном рояле или написать для такого инструмента музыку?! Какие аккорды решились бы вы сочинить, заведомо зная, что чем сложнее будет ваша музыка, тем большей дисгармонией поразит она слушателей?
Но значение клавира как аккомпанирующего и солирующего инструмента все больше возрастало. Поэтому возникла необходимость создания единого правильного строя для клавиров с равновеликими полутонами во всем диапазоне. Темперированный, или равномерный, строй был основан на делении октавы на двенадцать равных полутонов. Нам сегодня трудно поверить, что когда-то было не так, как сейчас. Но именно Баху принадлежит большая роль в осуществлении этой реформы!
Само название указывало, что это произведение было рассчитано на фортепиано новой системы строя и будет служить хорошим пособием при изучении фортепианной игры. Бах даже не предполагал, что созданные им произведения станут сокровищами искусства, что на них будут учиться великие гении: Бетховен, Шопен, Шуман, Лист.
Великий пианист А. Г. Рубинштейн в своей книге «Музыка и ее представители» называл это сочинение Баха «жемчужиной в музыке», говорил о том, что «если бы по несчастью все баховские мотеты, кантаты, мессы и даже музыка к «Страстям господним» потерялись и уцелело бы только это, то нечего было бы отчаиваться — музыка не погибла».
И прелюдии, и фуги «ХТК» исключительно многообразны как в образном, так и в композиционном плане. Среди прелюдий встречаются токкаты органного типа (с-moll, Es-dur), скрипичные импровизации (D-dur), народно-жанровые танцы (Аs-dur), «арии» (es-moll, cis-moll, f-moll, g-moll), пасторали (E-dur), пьесы типа трио для двух солирующих голосов и basso continuo (h-moll). Многие прелюдии напоминают инвенции – 2х-голосные (Cis-dur, F-dur, a-moll, fis-moll) и 3х-голосные (E-dur, gis-moll, A-dur, H-dur).
По форме прелюдии объединяются в 2 группы:
- свободно развивающиеся при «текучей» фактуре (например, прелюдии C-dur, c-moll, D-dur). Для них характерна импровизационность, особенно в заключительных разделах (свободные пассажи, смены темпа, речитативы – они создают перелом в плавном мелодическом развертывании).
- подчиненные принципу старинной двухчастности (например, прелюдии es-moll, g-moll).
Многим баховским прелюдиям присущ импровизационный характер, их построение не связано со строгими закономерностями. Нередко в них ярко выражена аккордовая, гомофонная основа. Фуга же представляет собою строго полифоническое произведение. В то же время как и сюиту, прелюдию и фугу объединяет не только общая тональность, но и очень тонкие внутренние связи, различные в каждом отдельном случае.
Таковы, например. прелюдия и фуга до минор из первого тома «Хорошо темперированного клавира». Прелюдию отличает четкий и энергичный ритм. Быстрый темп и единообразная фактура (шестнадцатые) придают музыке большую оживленность и подвижность. Именно такой непрерывно текучий характер движения присущ прелюдиям полифонического склада:
Энергичная и оживленная фуга имеет заметное сходство с прелюдией. Слово «фуга» на латинском языке означает «бег». В музыке фуга — это сложное полифоническое произведение, где один голос как бы догоняет другой или отвечает другому.
В основе большинства фуг лежит одна тема. Значительно реже встречаются двойные и тройные фуги — с двумя и тремя темами. Фугу всегда начинает один голос, который излагает тему. Как в инвенциях и «симфониях», тема фуги является тем «зерном», из которого вырастает все произведение. В зависимости от числа голосов фуга может быть двухголосной, трехголосной, четырех- или пятиголосной.
Фуга до минор трехголосна. Названия голосов фуги те же, что и названия голосов в хоре: сопрано, альт, бас. Фуга начинается с одноголосного изложения темы средним (альтовым) голосом в основной тональности. Троекратное проведение основного мелодического оборота, более умеренный, чем в прелюдии, темп, некоторая танцевальность ритма, изящество и грациозность делают ее особенно рельефной и хорошо запоминающейся:
Различный характер прелюдии и фуги не мешает воспринимать их как две части одного цикла. Помимо единой тональности этому способствует активность движения в обеих пьесах, одинаковое местоположение и драматический характер кульминаций и, наконец, родственность «затухающих» просветленных заключений.
+Концерты
Бах является родоначальником жанра клавирного концерта. Сначала он перекладывал для клавира скрипичные концерты (свои и Вивальди), затем стал писать концерты для клавира.
У него есть концерты для 1, 2, 3 клавиров с оркестром.
Его концерты состоят из 3 контрастных частей.
- I и IIIч.-быстрые, в основном звучание tutti.
- II ч.- медленная, спокойная, выделяется соло.
Один из лучших концертов Баха — «Итальянский концерт» для клавира соло, фа мажор (1735 г.). В нем нет оркестра, но музыка яркая, оркестровая, это светлое, жизнерадостное, праздничное произведение Баха . К этой группе произведений можно также отнести «Каприччио на отъезд возлюбленного брата» и «Хроматическую фантазию и фугу» ре минор.
Клавирные произведения Баха переросли возможности клавира и по-настоящему зазвучали на современном фортепиано.
Произведения, которые будут в Викторине:
- Инвенция №1 до мажор.
- Инвенция №8 фа мажор .
- 4 основные танца из Французкой сюита №2 до минор.
- Хорошо темперированный клавир. Прелюдия и фуга До мажор. 1 том.
- Хорошо темперированный клавир. Прелюдия и фуга до минор. 1 том.
- Органная хоральная прелюдия фа минор.
Муз.номера на викторину можно прослушать еще раз.