Клавирное творчество Й. Гайдна.

Клавирная музыка Гайдна (сонаты, рондо, вариации) — важная по своему значению часть его огромного творческого наследия. Среди клавирных произведений Гайдна имеются истинные шедевры, сохраняющие интерес и по сей день и входящие в концертный и педагогический репертуар.

В ранних клавирных сонатах весьма заметно влияние сонат Ф. Э. Баха, которыми Гайдн увлекался в молодые годы. Эти влияния сказываются в типе мелодики, в обилии мелизматики, характерной для так называемого «галантного» стиля. Полностью, как и в других жанрах, индивидуальный стиль, композитора проявляется в клавирных произведениях 80—90-х годов.

Сонатой называется циклическое произведение для одного или двух инструментов. Слово «соната» итальянского происхож­дения. Оно происходит от глагола «sonare» — «звучать».

Сонаты Гайдна, как правило, представляют собой трехчастный цикл: сонатное аллегро, медленная часть, быстрый, живой финал, обычно в форме рондо.

Части цикла, контрастируя между собой, раскрывают еди­ный художественный замысел. Воспринимать сонату как единое целое помогает также обрамление медленной части двумя быст­рыми, причем обе крайние части написаны, как и в симфонии, в ос­новной тональности (обычно в сонатах три части).

Бывают у Гайдна  и двухчастные сонаты;  некоторые сонаты  начинаются медленной частью; имеются сонаты, заканчивающиеся менуэтом.

Соната ми минор — одно из широко известных лирических про­изведений Гайдна. Она звучит легко, изящно. Ее прозрачная звучность связана с особенностями, клавесина, для которого Гайдн писал свои сонаты.

Первая часть сонаты написана в очень быстром темпе (Presto) в форме сонатного allegro. Как и в симфонии, первая часть звучит более напряженно, чем остальные. Это находит выражение в кон­трасте двух различных по характеру и тональности тем.

Первая тема звучит взволнованно, беспокойно. Ее мелодия прерывиста, устремлена вверх, сила звука к концу затухает. Глав­ная партия изложена в основной тональности — ми миноре:

Й.Гайдн. Соната ми минор. I часть. Главная партия.

Между главной и побочной партиями есть связующий раздел. Его назначение дать постепенный переход от главной темы к побочной, от основной тональности к новой, в которой звучит побочная тема. В сонате Гайдна связующий раздел приводит к соль мажору — тональности, параллельной главной;

Побочная партия более спокойна, хотя подвижность и устрем­ленность свойственны и ей. Высокий регистр и мажорный лад придают теме светлую окраску, а оттенок piano — мягкость зву­чания:

Й.Гайдн. Соната ми минор. I часть. Побочная партия.

Многократное повторение одной и той же музыкальной фразы имеет характер завершения. Это заключительная партия, которой и заканчивается экспозиция сонаты.

Разработка основана на развитии первой темы. Частая смена тональностей, изменение регистров и динамических оттенков под­черкивают ее беспокойный, стремительный характер. Заканчи­вается разработка, как и экспозиция, остановкой движения на до­минанте к основной тональности. И там и тут композитор под­чёркивает этот момент ферматой (ф е р м а т а – знак, увеличивающий длительность звука в полтора — два раза). То, что в разработке звучит только первая тема, говорит о том, что эта тема имеет в первой части сонаты главное значение.

В репризе, как обычно, главная и побочная партии прово­дятся в основной тональности. Это вызывает сокращение свя­зующего раздела. Вместе с тем удлиняется заключение, завер­шающее всю первую часть сонаты.

После взволнованной первой части вторая часть, Andante, как и в симфонии, вносит успокоение. Можно себе представить, что это раздумье, размышление о чем-то хорошем, светлом. Вто­рая часть сонаты написана в тональности соль мажор. Основная тема звучит легко, неторопливо:

Й.Гайдн. Соната ми минор. II часть. Основная тема.

В музыке Andante отсутствуют яркие контрасты. В середине части звучит та же тема, что и в начале, лишь в несколько измененном виде.


После второй части особенно ощутимы быстрота й полетность музыки финала. Здесь есть тоже своя основная тема, которая определяет характер всей части. Тема эта отличается грациозностью и подвижностью, острым, четким ритмом. Она имеет танцевальный характер:

Й.Гайдн. Соната ми минор. III часть. Тема рефрена.

Построение финала близко форме рондо. «Рондо» – слово французское. В переводе на русский язык оно означает «круг», «хоровод». В музыке форма рондо образуется из непрерывного ряда завершенных музыкальных построений, где основная тема — рефрен – повторяется не менее трех раз. Рефрен чередуется с дру­гими темами —эпизодами. Каждый эпизод звучит только один раз.

В финале сонаты Гайдна есть два эпизода. Если сравнить рефрен с эпизодами, то можно отметить много общего. Поэтому оба эпизода можно рассматривать как вариаций темы рефрена, в которых меняется лад, фактура, становится иным рисунок мелодии.

Послушайте Сонату ми минор полностью.

СОНАТА РЕ МАЖОР.

Музыке сонаты присущи жизнерадостность, живость, детская непосредственность. Произведение состоит из трех традиционных частей. Крайние, быстрые и веселые, обрамляют драматическую среднюю часть.

Главная партия первой части — оживленная и задорная:

Й.Гайдн. Соната Ре мажор. I часть. Главная партия

Близка ей побочная партия (ля мажор): Благодаря легкой порхающей мелодии, высокому регистру, отсутствию акцентов она звучит более мягко, изящно и легко:

Й.Гайдн. Соната Ре мажор. I часть. Побочная партия.

Неожиданно, резкий тональный сдвиг из ля мажора в си-бе­моль мажор (тональность II пониженной ступени), буйный раз­лив арпеджированных пассажей по звукам мажорного, а затем уменьшенного трезвучия ненадолго нарушают беззаботный ха­рактер музыки. Это кульминация экспозиции. Заканчивается экс­позиция шутливо-танцевальной заключительной партией.

Разработка более серьезна и напряжение по характеру, чем экспозиция: тема главной партии (ее начальные обороты) прохо­дит в низком регистре, а бурные пассажи побочной партии зву­чат здесь еще более значительно.

В репризе, как обычно, повторяются все темы экспозиции в основной тональности — ре мажор.

Вторая часть (в тональности одноименного минора) написана в характере глубокого раздумья. Она резко контрастирует как с первой частью, так и с финалом:

Й.Гайдн. Соната Ре мажор. II часть. Основная тема

Восходящие триоли придают музыке патетический характер, а нисходящие секундовые интонации окрашивают ее в скорбные тона.

Как и в первой части, кульминация приходится на секстак­корд и пониженной ступени, подчеркнутый fortissimo. Так в му­зыке второй части сонаты находят свое развитие драматиче­ские; элементы первой части. Заканчивается вторая часть на доминанте к основной тональ­ности, подготавливая тем самым вступление Третьей части — финала.

Финал возвращает нас к веселью, жизнерадостному настроению первой части:

Й.Гайдн. Соната Ре мажор. III часть. Тема рефрена.

Как и в сонате ми минор, финал написан в форме рондо. Трижды проходит основная тема-рефрен, чередуясь с двумя эпизодами. Но здесь эпизоды более резко контрастируют с музыкой рефрена.

Первый из них, решительный и суровый, звучит в ре миноре, а второй — лёгкий, шаловливый — в соль мажоре.

Послушайте Сонату Ре мажор в 3 частях.

Легкость и изящество музыки, небольшая звуковая насыщенность, отсутствие резкого контраста между темами, небольшой масштаб произведения -таковы сонаты ми минор и ре мажор. Эти же признаки являются отличительными и для большинства других клавирных сонат Гайдна.

Видео с музыкальными фрагментами для подготовки к музыкальной викторине по Клавирному творчеству Й. Гайдна.

Добавить комментарий