Сегодня мы приступаем к разделу, который станет «вишенкой на торте» в этом курсе. Мировая музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. Эпохи развития музыкального искусства.
Со второй четверти мы окунемся в каждую эпоху, коснемся истории музыки, композиторов, их биографии и творческого пути. Но начать, пожалуй, стоит с хронологии…
В истории музыки выделяют следующие эпохи:
- Эпоха Античности до IV в. н.э.
- Средневековье IV — XIV в.
- Эпоха Возрождения (Ренессанс) XIV — XVI в.
- Эпоха Барокко XVI — XVIII в.
- Классицизм (Эпоха просвещения) XVIII — XIX в.
- Романтизм XIX в.
- Импрессионизм с 70-х годов XIX в.
- Неоклассицизм XX в.
- Модернизм XX в.
ЭПОХА АНТИЧНОСТИ
Наиболее широкого и блестящего развития музыка античной эпохи достигла в Греции. Развитие древнегреческой музыки охватывает большой исторический период (2 тысячелетие до нашей эры — 5 век нашей эры).
О красоте древнегреческой музыки мы можем судить лишь по косвенным источникам: по памятникам письменности, произведениям изобразительного искусства.
Они свидетельствуют о том, что музыка занимала большое место в общественной жизни Древней Греции. Она сопровождала праздники и тризны, звучала на театральных представлениях, помогала людям трудиться.
Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах — лире, кифаре и кимвалах (ударные). Об этом рассказывают нам поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», изображения на греческих вазах и фресках, скульптуры, барельефы.
Кимвала Кифара Лира
Помимо бытовых, обрядовых, хороводных песен, повсеместно распространены были песни рабочие — жнецов и пастухов, ткачей и прядильщиков, корабельщиков. Большое место отводилось песнопениям в честь богов: Аполлона, Диониса, Деметры и др. Торжественные сказания исполняли профессиональные певцы — аэды и рапсоды.
В знаменитых Пифийских играх наряду с атлетами выступали певцы, поэты и музыканты. Победителей награждали лавровыми венками.
Пение с плясками было важной и, пожалуй, красивейшей составной частью народных праздничных действ. Участники изображали сатиров (лесное божество в древнегреческой мифологии), ряженые сопровождали «бога» шумной толпой, они пели, плясали, играли на музыкальных инструментах.
Керамический барабан Керамическая погремушка Керамический рог Костяная флейта Многоствольная флейта Глиняные свистульки в форме рыб Литофон из гробницы китайского князя И (475-221 до н.э.) Систр (храмовая погрумушка)
Большой кимвал Гонг
Такие карнавалы с главным номером — дифирамбом — превратились в трагедии. Древнегреческая трагедия стала родоначальником европейского драматического и музыкального театра.
Значение античной музыки, как и других видов искусств Древней Греции, трудно переоценить. Ряд акустических законов музыки открыл математик Пифагор. До сих пор музыканты пользуются многими понятиями и терминами, которые берут свое происхождение от греческой теории музыки: «мелодия», «музыка», «гармония», «ритм», «гамма» и другие.
Античные мифы, предания, трагедии в течение многих веков были источником вдохновения для композиторов. Сюжеты первых опер основаны на греческих мифах, и с тех пор композиторы не раз возвращались к поэтическим преданиям древнегреческого народа.
Миф о певце Орфее, чье пение заставляло плакать камни, усмиряло диких зверей и даже помогло ему проникнуть в «царство мертвых», лег в основу оперы К.В.Глюка «Орфей и Эвридика».
ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (476-1400гг.)
Музыкальная культура средневековья развивалась приблизительно с IV в. до XIV в. на фоне напряженных исторических перемен. Этот период характеризуется постепенным распадом феодального строя, крестовыми походами, соперничеством церкви с властью царей и феодалов.
В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа — феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор.
Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях.
Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.)
Большая часть музыкальных произведений раннего Средневековья была создана для нужд церкви. В католических странах музыку можно было услышать лишь в церквях. Появилась одноголосная церковная музыка, основанная на диатонических ладах, самым известным видом церковных песнопений был григорианский хорал — книга песнопений — антифонарий папы Григория I Великого. Первые варианты антифонария не содержали нотных знаков, а только тексты: сами напевы передавались в устной форме. Григорианский хорал, или «ровный напев» (plain chant), на многие годы стал основным мелодическим фондом европейской музыки.
При этом народное творчество всячески преследовалось церковью, уличные музыканты приравнивались к еретикам, и лишь к концу Средних Веков выделились самостоятельные «светские» музыкальные жанры.
К такому творчеству были отнесены рыцарские баллады, наиболее известным видом таких музыкальных произведений являются серенады. Во Франции исполнителей такой музыки называли трубадурами, а в Германии миннезингерами. Со временем появились и народные уличные песни, несмотря на все сопротивление церковной власти – французский шансон и итальянский мадригал.
727 год — появление органа в католической церкви. Считается, что популярности органа способствовало то, что богослужения в католической церкви велись на латинском языке, который народ не понимал. Идея воздействовать на молящихся людей инструментальной музыкой оказалась важной для развития всей европейской музыки.
С начала IX в. начинают записывать музыку специальными нотными знаками на пергаменте. Запись музыки с помощью нот впервые появилась в трудах Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи), и в современном виде она существует с XVII века.
Гвидо д’Ареццо Гвидо д’Ареццо
К IX — X вв. относятся и первые записи полифонических произведений. Появляются двухголосные пьесы — органумы, а позднее и трехголосные — мотеты.
В эпоху средневековья широкое распространение получила месса — многоголосное церковное произведение, сопровождающее богослужение.
~1150-1250гг. Зафиксированы первые имена композиторов К этому времени относится начало парижской школы Нотр-Дам — первого цехового объединения композиторов. Собрание их произведений «Magnus liber organi» зафиксировало расцвет средневековой многоголосной музыки.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ XIV — XVI в.в.
Возрождение или Ренессанс — это период в истории культуры Западной и Центральной Европы, охватывающий примерно XIV — XVI в.в. Свое название — Эпоха Возрождения — этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени.
Композиторы и музыкальные теоретики изучали древнегреческие музыкальные трактаты, возрождали утерянное совершенство музыки древних греков. Оперное искусство этого времени тоже ориентировалось на законы античной драмы.
Хотя, в основном, музыка оставалася религиозной, но ослабление церковного контроля над обществом открыло композиторам и исполнителям большую свободу в проявлении своих талантов.
С изобретением печатного станка появилась возможность печатать и распространять ноты, с этого момента и начинается то, что мы называем классической музыкой.
В этот период появились новые музыкальные инструменты. Самыми популярными стали инструменты, на которых любителям музыки игра давалась легко и просто, не требуя специальных навыков.
Именно в это время появилась виола — предшественница скрипки. Благодаря ладам (деревянные полосы поперек грифа) играть на ней было несложно, а звук её был тихим, нежным и хорошо звучал в небольших залах.
Также были популярны и духовые инструменты — блок-флейта, флейта и рожок. Самая сложная музыка писалась для только что созданных клавесина, верджинела (английский клавесин, отличающийся небольшими размерами) и органа. При этом музыканты не забывали слагать и музыку попроще, не требовавшую высоких исполнительских навыков.
Виола до Гамба, лютня, флейта Лютня
На это же время пришлись перемены в нотном письме: на смену тяжелым деревянным печатным блокам пришли изобретенные итальянцем Оттавиано Петруччи передвижные металлические литеры. Опубликованные музыкальные произведения быстро раскупались, все больше людей стали приобщаться к музыке.
Новое в музыке Возрождения:
- Музыка постепенно отходит от средневекового канона
- Появляется само понятие «композитор», становится индивидуальным творческий почерк композиторов
- Изменяется фактура произведений, число голосов увеличивается до четырех, шести и более
- Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система ритмики, характерная для более поздней музыки
- Музыка начинает передавать настроение
Все эти новые средства используют композиторы для передачи особого строя чувств эпохи Ренессанса — возвышенного, гармоничного, спокойного и величественного.
Музыка эпохи Возрождения развивалась в двух направлениях — церковном и светском. Основные жанры церковной музыки — месса и мотет — многоголосные произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля. Из инструментов предпочтение отдавалось органу.
Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Музыка звучала повсюду: на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Возродился жанр мадригала — хоровой итальянской песни светского содержания.
В эпоху Возрождения формируются национальные музыкальные школы. Самая крупная из них — нидерландская (франко-фламандская) полифоническая школа. Ее представители — Г. Дюфаи, К. Жанекен, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. Среди других национальных школ — итальянская (Дж. П. Палестрина), испанская (Т. Л. де Виктория), английская (У. Берд), немецкая (Л. Зенфль).
Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы, подлинный расцвет которых наступает в последующем столетии.
ЭПОХА БАРОККО XVI — XVIII в.
Музыка барокко — период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами.
Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы. Примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени.
Зимний дворец Зимний дворец
В это время происходит знаменательный перелом в музыкальном мышлении — полифоническое многоголосие сменяется гомофонно-гармонической системой, что приводит к расцвету культуры импровизации. Существенно изменяется содержательно-смысловая координата музыкального творчества: сфера возвышенно бесстрастной мессы и безмятежной веселой песенной лирики обогащается скорбно-драматическими и трагическими образами. Именно в это историческое время в музыке кристаллизуются национальные школы и понятие стиля обретает смысл четко выраженных отличий итальянской, французской, немецкой, испанской традиций. Помимо формирования национальных моделей именно в эту эпоху становится реальностью композиторская индивидуальность.
Яркими образцами индивидуального стиля являются значительные фигуры Ж.-Б. Люлли, А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, И.С. Баха.
Ж.-Б. Люлли А. Вивальди Г.Ф. Гендель И.С. Бах
Жанры эпохи Барокко
Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах.
- Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти, Георга Фридриха Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И.С. Баха и Г.Ф. Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo.
- Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов.
- Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги.
- Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров.
- Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем.
- Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры с их контрастными быстрыми и медленными частями.
Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И.С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эпохи барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».
Музыкальные инструменты эпохи Барокко
Основным музыкальным инструментом барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Также широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные (виолы, барочная гитара, барочная скрипка, виолончель, контрабас), а также деревянные духовые инструменты: различные флейты, кларнет, гобой, фагот. В эпоху барокко функции такого распространённого щипкового струнного инструмента, как лютня, были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо (басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами, на основе которых исполнитель строит аккомпанемент, часто импровизируя), постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. В эпоху барокко формируются первые оркестры и появляется оркестровая музыка.
Послушать Клавикорд Послушать Клавесин Послушать Орган
Орган
Послушать Барочную гитару Послушать Барочную скрипку
Барочная гитара Барочная скрипка