Музыка от древних времен до XVIIIв.

Сегодня мы приступаем к разделу, который станет «вишенкой на торте» в этом курсе. Мировая музыкальная литература. Развитие западно-европейской музыки. Эпохи развития музыкального искусства.

Со второй четверти мы окунемся в каждую эпоху, коснемся истории музыки, композиторов, их биографии и творческого пути. Но начать, пожалуй, стоит с хронологии…

В истории музыки выделяют следующие эпохи:

ЭПОХА АНТИЧНОСТИ

Наиболее широкого и блестящего развития музыка античной эпохи достигла в Греции. Развитие древнегреческой музыки охватывает большой исторический период (2 тысячелетие до нашей эры — 5 век нашей эры).

О красоте древнегреческой музыки мы можем судить лишь по косвенным источникам: по памятникам письменности, произведениям изобразительного искусства.

Они свидетельствуют о том, что музыка занимала большое место в общественной жизни Древней Греции. Она сопровождала праздники и тризны, звучала на театральных представлениях, помогала людям трудиться.

Многие греки умели петь и играть на струнных инструментах — лире, кифаре и кимвалах (ударные). Об этом рассказывают нам поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», изображения на греческих вазах и фресках, скульптуры, барельефы.

Звучание Кимвал
https://youtu.be/fm_0retFydc
Звучание Кифары
Звучание Лиры.

Помимо бытовых, обрядовых, хороводных песен, повсеместно распространены были песни рабочие — жнецов и пастухов, ткачей и прядильщиков, корабельщиков. Большое место отводилось песнопениям в честь богов: Аполлона, Диониса, Деметры и др. Торжественные сказания исполняли профессиональные певцы — аэды и рапсоды.

В знаменитых Пифийских играх наряду с атлетами выступали певцы, поэты и музыканты. Победителей награждали лавровыми венками.

Пение с плясками было важной и, пожалуй, красивейшей составной частью народных праздничных действ. Участники изображали сатиров (лесное божество в древнегреческой мифологии), ряженые сопровождали «бога» шумной толпой, они пели, плясали, играли на музыкальных инструментах.

Малая арфа
Настроенные металлические пластины (бяньнао) из гробницы Фухао
Арфа

Такие карнавалы с главным номером — дифирамбом — превратились в трагедии. Древнегреческая трагедия стала родоначальником европейского драматического и музыкального театра.

Значение античной музыки, как и других видов искусств Древней Греции, трудно переоценить. Ряд акустических законов музыки открыл математик Пифагор. До сих пор музыканты пользуются многими понятиями и терминами, которые берут свое происхождение от греческой теории музыки: «мелодия», «музыка», «гармония», «ритм», «гамма» и другие.

Античные мифы, предания, трагедии в течение многих веков были источником вдохновения для композиторов. Сюжеты первых опер основаны на греческих мифах, и с тех пор композиторы не раз возвращались к поэтическим преданиям древнегреческого народа.

Миф о певце Орфее, чье пение заставляло плакать камни, усмиряло диких зверей и даже помогло ему проникнуть в «царство мертвых», лег в основу оперы К.В.Глюка «Орфей и Эвридика».

К. Глюк. «Орфей и Эвридика» балет из 2д.

ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (476-1400гг.)

Музыкальная культура средневековья развивалась приблизительно с IV в. до XIV в. на фоне напряженных исторических перемен. Этот период характеризуется постепенным распадом феодального строя, крестовыми походами, соперничеством церкви с властью царей и феодалов.

В эпоху средневековья в Европе складывается музыкальная культура нового типа — феодальная, объединяющая в себе профессиональное искусство, любительское музицирование и фольклор.

Поскольку церковь господствует во всех областях духовной жизни, основу профессионального музыкального искусства составляет деятельность музыкантов в храмах и монастырях.

Светское профессиональное искусство представлено поначалу лишь певцами, создающими и исполняющими эпические сказания при дворе, в домах знати, среди воинов и т. д. (барды, скальды и др.)

Большая часть музыкальных произведений раннего Средневековья была создана для нужд церкви. В католических странах музыку можно было услышать лишь в церквях. Появилась одноголосная церковная музыка, основанная на диатонических ладах, самым известным видом церковных песнопений был григорианский хорал — книга песнопений — антифонарий папы Григория I Великого. Первые варианты антифонария не содержали нотных знаков, а только тексты: сами напевы передавались в устной форме. Григорианский хорал, или «ровный напев» (plain chant), на многие годы стал основным мелодическим фондом европейской музыки.

Григорианский хорал Dies Irae

При этом народное творчество всячески преследовалось церковью, уличные музыканты приравнивались к еретикам, и лишь к концу Средних Веков выделились самостоятельные «светские» музыкальные жанры.
К такому творчеству были отнесены рыцарские баллады, наиболее известным видом таких музыкальных произведений являются серенады. Во Франции исполнителей такой музыки называли трубадурами, а в Германии миннезингерами. Со временем появились и народные уличные песни, несмотря на все сопротивление церковной власти – французский шансон и итальянский мадригал.

727 год — появление органа в католической церкви. Считается, что популярности органа способствовало то, что богослужения в католической церкви велись на латинском языке, который народ не понимал. Идея воздействовать на молящихся людей инструментальной музыкой оказалась важной для развития всей европейской музыки.

С начала IX в. начинают записывать музыку специальными нотными знаками на пергаменте. Запись музыки с помощью нот впервые появилась в трудах Гвидо д’Ареццо первой половины XI века, который начал записывать ноты на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи), и в современном виде она существует с XVII века.

К IX — X вв. относятся и первые записи полифонических произведений. Появляются двухголосные пьесы — органумы, а позднее и трехголосные — мотеты.

Органум Alleluia

В эпоху средневековья широкое распространение получила месса — многоголосное церковное произведение, сопровождающее богослужение.

~1150-1250гг. Зафиксированы первые имена композиторов К этому времени относится начало парижской школы Нотр-Дам — первого цехового объединения композиторов. Собрание их произведений «Magnus liber organi»   зафиксировало расцвет средневековой многоголосной музыки.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ XIV — XVI в.в.

Возрождение или Ренессанс — это период в истории культуры Западной и Центральной Европы, охватывающий примерно XIV — XVI в.в. Свое название — Эпоха Возрождения — этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени.

Композиторы и музыкальные теоретики изучали древнегреческие музыкальные трактаты, возрождали утерянное совершенство музыки древних греков. Оперное искусство этого времени тоже ориентировалось на законы античной драмы.

Хотя, в основном, музыка оставалася религиозной, но ослабление церковного контроля над обществом открыло композиторам и исполнителям большую свободу в проявлении своих талантов. 

С изобретением печатного станка появилась возможность печатать и распространять ноты, с этого момента и начинается то, что мы называем классической музыкой.

В этот период появились новые музыкальные инструменты. Самыми популярными стали инструменты, на которых любителям музыки игра давалась легко и просто, не требуя специальных навыков.

Именно в это время появилась виола — предшественница скрипки. Благодаря ладам (деревянные полосы поперек грифа) играть на ней было несложно, а звук её был тихим, нежным и хорошо звучал в небольших залах.

Также были популярны и духовые инструменты — блок-флейта, флейта и рожок. Самая сложная музыка писалась для только что созданных клавесина, верджинела (английский клавесин, отличающийся небольшими размерами) и органа. При этом музыканты не забывали слагать и музыку попроще, не требовавшую высоких исполнительских навыков.

На это же время пришлись перемены в нотном письме: на смену тяжелым деревянным печатным блокам пришли изобретенные итальянцем Оттавиано Петруччи передвижные металлические литеры. Опубликованные музыкальные произведения быстро раскупались, все больше людей стали приобщаться к музыке.

Новое в музыке Возрождения:

  • Музыка постепенно отходит от средневекового канона
  • Появляется само понятие «композитор», становится индивидуальным творческий почерк композиторов
  • Изменяется фактура произведений, число голосов увеличивается до четырех, шести и более
  • Складываются мажорный и минорный лады и тактовая система ритмики, характерная для более поздней музыки
  • Музыка начинает передавать настроение

Все эти новые средства используют композиторы для передачи особого строя чувств эпохи Ренессанса — возвышенного, гармоничного, спокойного и величественного.

Музыка эпохи Возрождения развивалась в двух направлениях — церковном и светском. Основные жанры церковной музыки — месса и мотет — многоголосные произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля. Из инструментов предпочтение отдавалось органу.

Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Музыка звучала повсюду: на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Возродился жанр мадригала — хоровой итальянской песни светского содержания.

О.Лассо Мадригал

В эпоху Возрождения формируются национальные музыкальные школы. Самая крупная из них — нидерландская (франко-фламандская) полифоническая школа. Ее представители — Г. Дюфаи, К. Жанекен, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо. Среди других национальных школ — итальянская (Дж. П. Палестрина), испанская (Т. Л. де Виктория), английская (У. Берд), немецкая (Л. Зенфль).

Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории, оперы, подлинный расцвет которых наступает в последующем столетии.

ЭПОХА БАРОККО XVI — XVIII в.

Музыка барокко — период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами.


Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы.  Примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени.

В это время происходит знаменательный перелом в музыкальном мышлении — полифоническое многоголосие сменяется гомофонно-гармонической системой, что приводит к расцвету культуры импровизации. Существенно изменяется содержательно-смысловая координата музыкального творчества: сфера возвышенно бесстрастной мессы и безмятежной веселой песенной лирики обогащается скорбно-драматическими и трагическими образами. Именно в это историческое время в музыке кристаллизуются национальные школы и понятие стиля обретает смысл четко выраженных отличий итальянской, французской, немецкой, испанской традиций. Помимо формирования национальных моделей именно в эту эпоху становится реальностью композиторская индивидуальность.

Яркими образцами индивидуального стиля являются значительные фигуры Ж.-Б. Люлли, А. Вивальди, Г.Ф. Генделя, И.С. Баха.

Жанры эпохи Барокко

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах.

  • Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро СкарлаттиГеорга Фридриха Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И.С. Баха и Г.Ф. Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo
  • Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов.
  • Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги.
  • Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров.
  • Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. 
  • Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры с их контрастными быстрыми и медленными частями.

Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И.С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эпохи барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги».

Музыкальные инструменты эпохи Барокко

Основным музыкальным инструментом барокко стал орган в духовной и камерной светской музыке. Также широкое распространение получили клавесин, щипковые и смычковые струнные (виолыбарочная гитарабарочная скрипкавиолончельконтрабас), а также деревянные духовые инструменты: различные флейтыкларнетгобойфагот. В эпоху барокко функции такого распространённого щипкового струнного инструмента, как лютня, были в значительной степени низведены до аккомпанемента бассо континуо (басовый голос многоголосного музыкального сочинения с цифрами, на основе которых исполнитель строит аккомпанемент, часто импровизируя), постепенно она оказалась вытесненной в этой ипостасти клавишными инструментами. В эпоху барокко формируются первые оркестры и появляется оркестровая музыка.

Послушать Клавикорд Послушать Клавесин Послушать Орган

Послушать Барочную гитару Послушать Барочную скрипку

Добавить комментарий