Николай Андреевич Римский-Корсаков известен как композитор, педагог и общественный деятель русского происхождения. Появился на свет 18 марта 1844 года в Тихвине. Населенный пункт получил данное название, потому что лежал на реке Тихвинки. Семейство имело свое поместье, размещенное прямо на берегу реки. Папа – Андрей Петрович, бывший вице-губернатор. Мама – Софья Васильевна, дочка обычной крестьянки и зажиточного землевладельца. По многим сведениям большое влияние на жизнь Николая оказал его брат Воин Андреевич, моряк с офицерским званием, который служил в Морском флоте.
Когда Николаю исполнилось шесть годков, родители принялись его обучать разным навыкам. Чтение мальчику нравилось сильнее, нежели игра на музыкальных инструментах, тем не менее, он выпустил своё первое музыкальное произведение, когда ему было лишь одиннадцать лет.
После смерти папы в 1862 году, всё семейство Римских-Корсаковых перебралось в Петербург. В это же время парень познакомился с известным на то время сочинителем М. Балакиревым, приняв членство его литкружка. Немного спустя, данный кружек получил название “Могучая кучка”.
«Новая русская музыкальная школа» или балакиревский кружок. Сообщество русских композиторов, сложившееся в середине ХIХ столетия. Название закрепилось с легкой руки известного музыкального критика Владимира Стасова — это в России. В Европе содружество музыкантов именовали просто — «Группой пяти». «Могучей кучкой» музыкальный союз окрестил Владимир Стасов. В одной из статей критик отметил: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза стала крылатой — и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты».
Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками недавно ушедшего из жизни Михаила Глинки и грезили идеями развития русской национальной музыки. В воздухе витал дух демократии, и русская интеллигенция задумалась о культурной революции, без насилия и кровопролития — исключительно силой искусства.
Народная песня как основа для классики. Кучкисты собирали фольклор и изучали русское церковное пение. Организовывали целые музыкальные экспедиции. Так, Балакирев из поездки по Волге с поэтом Николаем Щербиной в 1860 году привез материал, ставший основой целого сборника — «40 русских народных песен».
От песенного жанра к крупным формам. Фольклор балакиревцы вписывали в оперные произведения: «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского. Эпос и народные сказки стали источником вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов «Могучей кучки».
Композиторы “Могучей кучки”
Благодаря помощи и наставничеству Балакирева Николая начал трудиться над написанием Первой симфонии. Как говорил сам Римский-Корсаков, начало было положено еще тогда, когда он учился в Канилле, однако более усердно он начал работать лишь в 1861 году. После окончания Морского корпуса успешно поступил на службу на клипер “Алмаз”. Там он пробыл в течении трёх лет – 1862-1865гг. В это время он успел отправиться в кругосветное путешествие вокруг Европы и Северной Америки. Окончил Морской корпус в чине гардемарина.
Из-за большой нагрузки работать над музыкой было некогда, из-за чего в этот период вышла лишь 2 часть Первой симфонии. После такого длительного путешествия мужчина снова посещает свой кружек, где заводит знакомство с его новым членом Бородиным и Чайковским.
Балакирев снова оказывает своё влияние на парня и рекомендует ему продолжить работу над симфонией. Самым первым из программных сочинений становится муз картина “Садко”(1867). Тут он впервые объединил реальный мир и сказку.
Благодаря произведениям О. Сенковского, Николай написал симфонический сюит “Антар”(1868), который все люди могли услышать в 1869 году. В эти же годы задумана первая опера – ” Псковитянка” – на сюжет исторической пьесы Л. Мея.
В 1871 году Николай становится профессором Санкт-Петербургской консерватории по классам инструментовки, сочинения и руководителем оркестра .
Лето 1872 ознаменовалось первым вступлением в брак, избранницей стала Надежда Пургольд.
В 1875 Римский-Корсаков стремился улучшить свою технику, в этот период он наткнулся на свои проблемы в образовании и принялся самообучаться. После этого в свет вышла Третья симфония.
1874-1881гг. композитор становится Директором Бесплатной музыкальной школы. В это же время является дирижером симфонических оркестров, а позже – оперных спектаклей. Интнсивно занимается гармонией, контрапунктом и инструментовкой в целях совершенствования своей композиторской техники, изучает древнейшие пласты русского фольклора и народных обрядов. Создает два фольклорных сборника : “100 русских народных песен”, “40 русских народных песен”
В 1880 выходи такой сюит как “Шехеразада” и увертюра “Светлый праздник”. Через два года он стал лидером Беляевского кружка.
Во времена революции Римский-Корсаков энергично поддерживал восставших студентов и осудил руководство консерватории, после чего заявил об увольнении, а вернулся лишь после смены администрации.
Смерть настигла русского композитора 21 июня 1908 года, в небольшом городе Любенске Петроградской губернии. После смерти был похоронен на Новодевичьем кладбище в Питере, однако через много лет его захоронение было перенесено.
Более 30 лет работы в Петербургской консерватории, которая позже названа в его честь, позволили ему вырастить плеяду талантливых учеников, более 200 композиторов и музыкантов, среди которых такие корифеи русской музыки как Сергей Прокофьев и Игорь Стравинский. Римский-Корсаков чутко отразил в музыке душу и культуру своей страны. На стыке веков Николай Андреевич черпал вдохновение не в темах индустриального прогресса или политической борьбы, а в русской природе, былинах, известных с детства сказках и легендах.
Основные произведения
15 опер: “Псковянка”, “Майская ночь”, “Снегурочка”, “Садко”, “Царская невеста”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, “Золотой петушок” и др.
Симфонические сюиты “Антар”, “Шехеразада”,” Испанское каприччио”
Симфонические картины “Садко”, “Сказка” и увертюра “Светлый праздник”
3 Симфонии , симфониетта
Концерт для фортепиано с оркестром
Около 80 романсов, хоры, сборники: «100 русских народных песен», «40 народных песен».
Практический учебник гармонии, учебник “Основы оркестровки”, статьи
“Летопись моей музыкальной жизни” (воспоминания)
В Санкт-Петербурге и за его пределами есть много памятных мест связанных с жизнью и творчеством Н.А. Римского – Корсакова.
Памятник Н. А. Римскому-Корсакову на Театральной площади в Санкт-Петербурге. Скульпторы В. Я. Боголюбов и В. И. Ингал
Больше информации о жизни и творчестве Н.А. Римского-Корсакова можно узнать посмотрев следующие видео: