Органное творчество И.С. Баха

Орган — духовой клавишный инструмент, известный еще у древних египтян, греков, римлян. В западноевропейских странах он появился в VII веке. Вначале орган сопровождал церковное пение во время богослужения. Постепенно он превратился в сольный инструмент. Долгое время его называли «королем ин­струментов». Устройство его непрерывно совершенствовалось. В настоящее время орган употребляется в первую очередь как сольный концертный инструмент. Огромные размеры, связанные со сложностью конструкции, значительно ограничивают его распространение.

Современный орган состоит из набора деревянных и металли­ческих труб, число которых доходит до нескольких тысяч. Некоторые инструменты имеют до семи ручных клавиатур — мануалов. Педаль представляет собою клавиатуру для ног. Обычно, она имеет 32 клавиши. Все клавиши органа соединены с его трубами. Нажатие на клавишу дает звук одной и той же высоты, силы. При помощи переключения специальных рычагов звучание органа может принимать окраску различных инструментов оркестра. По этому игра на органе требует большого мастерства.

Орган был любимым инструментом Баха. Композитор создал для него огромное количество произведений. Среди них хоральные прелюдии, хоралы, фантазии, токкаты, прелюдии, фуги, сонаты, обработки концертов других композиторов.

Хоральных обработок Бах создал свыше 150. Хоральная прелюдия – любимый жанр композитора. Хорал — это старинное духовное песнопение, основанное на народных немец­ких мелодиях. Чаще всего хорал был четырехголосным. Исполнение народных напевов в церкви постепенно ослабило живость и яркость этих напевов. Баху удалось вернуть хоральным мелодиям первоначальную силу их выразительности.

Хоральная прелюдия фа минор (фортепианное переложение) представляет собой небольшую пьесу лирического характера. Фа минорную хоральную прелюдию И.С. Бах сочинил на мелодию протестантского хорала «К Тебе взываю, Господи Иисусе Христе». Прелюдию исполняли на четвёртое воскресенье после двунадесятого праздника Троицы. А сам хорал был написан задолго до рождения Баха около 1529 года сподвижником Мартина Лютера и протестанским богословом Иоганном Агриколой (1492-1566). Вдохновенная поэтическая мелодия хорала звучит в верхнем голо­се. Бах как будто поручает ее гобою. Неторопливое, спокойное движение нижних голосов придает звучанию мягкость и особенную глубину.     

               

И.С. Бах Органная хоральная прелюдия фа минор

  Посмотреть видео об органном творчестве И.С. Баха

Добавить комментарий