Отечественная музыкальная культура после 1917 года

  •   Октябрьская революция 1917 года привела к глобальному перелому в истории России, к коренным изменениям устоев традиционного быта, культуры и сознания миллионов людей.
  •   Девиз эпохи: «Искусство принадлежит народу» (В. И. Ленин).
  •   Задача эпохи: открыть народу доступ к культурным ценностям.
  •   Первые десять лет после революции – период становления новой культуры, творческих исканий и смелых художественных экспериментов во всех областях искусства.

Противоречия эпохи

  •   Стремление в создании искусства нового века с введением новаторских, экспериментальных форм, жанров, средств выразительности.
  •    Развитие традиций XIX века, осуществление преемственности с культурным наследием русской и зарубежной музыкальной классики.
  •   Развитие многонациональной культуры: после революции стала формироваться профессиональная музыка письменной традиции. Большую помощь в этом оказывали русские композиторы.
  •   Развитие музыкальной самодеятельности как формы проявления творческих талантов и приобщения к искусству народных масс. Массовая организация кружков, студий, обществ хорового пения, игры на народных инструментах и т.п.
  •    Государственная поддержка филармоний, оперных театров. Благодаря этому отечественная исполнительская школа переживала бурный расцвет.
  •    Возникновение новых музыкально-образовательных учебных заведений: народных консерваторий, народных хоровых академий, любительских музыкальных студий, кружков, курсов, мастерских и т.п.
  •    Возникновение новых музыкальных коллективов: Государственного симфонического оркестра, Государственного оркестра русских народных инструментов, Государственного духового оркестра, Государственного джаз-оркестра и др.
  •    Воспитание новой слушательской аудитории, возникновение актуальных форм концертной деятельности: концертов-лекций, концертов-митингов, музыкальных олимпиад при непосредственном участии просветителей-пропагандистов классического музыкального искусства А. В. Луначарского, И. И. Соллертинского, Б. В. Асафьева.
  •    22 сентября 1922 года состоялся первый концерт по радио, положивший начало новой эпохи распространения музыки с помощью технических средств.

С другой стороны:

  •    Идея замены профессионального академического искусства художественной самодеятельностью, которая понималась как искусство нового времени, соответствующего идеям молодого советского государства.
  •    Вмешательство государства в художественную жизнь: диктат в выборе жанра и стиля (требования создавать оперы на современную тему, на «рабочую» тему, на тему «борьбы за мир», создание советской массовой песни).
  •    Отбор концертного репертуара с точки зрения революционных настроений: симфонии и квартеты Л. Бетховена, «Реквием» В. А. Моцарта, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, переделка (перетекстовка) песен, романсов, классических опер.
  •    Эмиграция выдающихся деятелей искусства – С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, Ф. И. Шаляпина, С. С. Прокофьева.
  •    Изоляция инакомыслящих: «философский пароход» – кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов (учёных, врачей, преподавателей) в сентябре и ноябре 1922 года. Среди высланных – известные русские философы Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Е. Трубецкой, Б. П. Вышеславцев, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин и др.

Государственные органы, творческие организации, объединения,
повлиявшие на развитие культуры и искусства

Народный
комиссариат
просвещения
(Наркомпросс)
– Образован в 1918 году.
– Орган государственной власти РСФСР, контролировавший
культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, музеи,
театры и кино, творческие объединения, международные
культурные связи и др.
– Главой Наркомпросса (Наркомом просвещения) стал А. В.
Луначарский
– писатель, переводчик, публицист, критик,
искусствовед.
– Одно из достижений Наркомпросса – реформа музыкального образования – создание трёхступенчатой системы: музыкальная школа – училище – консерватория (ВУЗ), ставшей базовой моделью музыкального образования в советское время.
Пролетарская
культурно-просветительская
организация
(Пролеткульт)
– Массовая организация начала 1920-х годов, насчитывавшая в своих рядах более четырёх тысяч членов, имевшая политическое влияние и в СССР, и за рубежом.
– Пролеткульт решал две задачи – разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую культуру, основанную на пафосе коллективизма.
– Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб
художественному развитию страны, отрицая культурное наследие прошлого.
Российская
ассоциация
пролетарских музыкантов
(РАПМ)

.
– Идейный наследник Пролеткульта. Просуществовала с 1923 по 1932 годы.
– Идеология РАПМ: создание «подлинно пролетарской музыки», пропаганда классового подхода к искусству, непримиримость к «буржуазно-формалистическому» и «развлекательному» творчеству современных западных композиторов и творческим поискам современных музыкантов.
Ориентация на массовую хоровую песню как основному звену творчества композиторов.
– Недооценка других музыкальных жанров классической и
народной музыки.
Ассоциация
современной
музыки (АСМ)
– Альтернативная композиторская организация, ориентированная на музыкальный авангард, которая являлась отделением Международного общества современной музыки. Основана в 1923 году.
– Установка на обновление музыкального языка, эксперимент.
– Пропагандировала и распространяла музыку XX века.
– Боролась с косностью привычных взглядов на искусство.
– Вносила разнообразие в стили, жанры, направления музыкального искусства.
– В АСМ входили выдающиеся музыканты: Д. Д. Шостакович, Н.Я. Мясковский, Б. В. Асафьев, В. Я. Шебалин.
– Благодаря деятельности АСМ в Москве звучала симфоническая и камерная музыка наиболее талантливых отечественных и зарубежных композиторов-новаторов.
– В 1931 году АСМ была официально объявлена «сборищем
чуждых пролетарской идеологии музыкантов» и в 1932 году
ликвидирована при активном содействии РАПМ.
«Синяя блуза»– Советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший различные темы – от политических и международных до мелочей быта; героику и патетику, сатиру и юмор, новое революционное массовое искусство.
– Образован в начале 1920-х годов. Просуществовал до 1933 года.
– Название дала одежда, в которой выступали артисты – свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), что соответствовало облику рабочего на агитплакатах.
– От деятельности «Синей блузы» веяло раскованностью,
вольнодумством и смелостью. Поэтому к началу 1933 года
закрывается, обогатив эстраду новыми темами и формами,
послужив основой для создания ряда профессиональных театров
ПРОКОЛЛ
(Производственный
коллектив)
– Производственный коллектив студентов-композиторов
Московской консерватории, творческая группа, организованная в 1925 году А. А. Давиденко, В. А. Белым, Б. С. Шехтером, М. В. Ковалем, Н. К. Чемберджи, З. А. Левиной и др.
– Главная идея – коллективизм в творческой сфере как подражание коллективному труду на фабриках и заводах.
– Участники ПРОКОЛЛА стремились к глубокому воплощению образов советской действительности и революционного прошлого страны.

Новые формы музыкального искусства и творчества 1920-х годов

Массовые действа– Синтетические музыкально-театральные формы, реализующие ленинский план «монументальной пропаганды» (искусство как агитационное средство).
– Монументальные композиции на улицах и площадях с привлечением нескольких тысяч человек («Действо о III Интернационале», «Мистерия освобождённого труда», «Взятие Зимнего дворца» и др.).
– Связь празднеств с датами красного календаря и активной политической пропагандой.
– Синтез музыки (народные революционные песни, отрывки из популярных оперных и симфонических произведений) театра,
пантомимы, живых картин24, митинга.
Шумовая музыка– Ансамбли из предметов быта и производственных инструментов.
– Имитация ударов молота и клацанья механизмов в заводских
цехах.
Конструктивизм и
урбанизм
(лат. urbs – город)
– Новая эстетика города, стиль «нового динамизма», «новой деловитости».
– Отображение в звуках индустриализации страны, искусство, созвучное масштабам этой главной хозяйственной задачи СССР.
– Отражал технический прогресс, новую динамику жизни, досуг нового, «деятельного» человека.
Музыкальный язык: комбинирование жёстких, резко диссонирующих созвучий, синкопированных, ломанных ритмических фигур, нарочитая антилиричность мелодий.
– Эксперименты по созданию новых музыкальных звуков, воплощающих атмосферу современности (С. С. Прокофьев. Эпизод «Фабрика» из балета «Стальной скок» и др.).
Музыкальные
инструменты
– Электроинструменты: терменвокс (изобретатель Л. Термекс),
гармониум С. Н. Ржевкина, виолена В. А. Гурова и В. И.
Волынкина.

Основные жанры в музыкальном искусстве 1920-х годов

Песня,
хоровое творчество
– Трактовка массовой песни как хорового жанра.
«Интернационал» П. Дегейтера и Э. Потье – главная песня
революции, первый гимн СССР.
– Ориентация на массового исполнителя.
– Опора на русские хоровые традиции, интонации русского фольклора и новой революционной песни.
-Композиторские хоровые обработки народных и революционных
песен.
– Песня как исходный музыкальный материал для фольклорного,
самодеятельного и профессионального творчества.
– Хоровая песня – источник для обновления произведений крупных форм, демократизации сложных музыкальных жанров – кантат, ораторий, сюит.
Симфоническая
музыка
– Обращение к массовой аудитории.
– Черты «плакатности» – «революционная» программность, цитирование народных, революционных, массовых песен, связь со словом (хоровые финалы на стихи современных советских поэтов).
Жанры: «большая» и одночастная симфонии, симфонические
картины, сюиты, поэмы.
Симфонические произведения на актуальные темы:
***Д. Д. Шостакович. Вторая симфония «Посвящение Октябрю», Третья симфония «Первомайская».
*** М. Ф. Гнесин. «Симфонический монумент».
***В. Я. Шебалин. Симфония «Ленин».
***И. М. Шиллингер. Поэма «Октябрь».
***Ю. С. Мейтус. Сюита «на Днепрострое» и др.
Музыкальный
театр
– Влияние идей режиссёров-реформаторов – В.Э.Мейерхольда, К.С.Станиславского, В. И.Немировича-Данченко – на развитие музыкального театра.
– Новые формы агитационного театра: «Живые газеты» (Живая газета – это театральное представление, основанное на газетном материале или злободневных темах), «Синяя блуза», ТРАМ (театр рабочей молодёжи).
– Музыку для театра писали композиторы Д. Д. Шостакович, Ю.
А. Шапорин, Б. В. Асафьев
и др.
Опера– Решалась задача создания оперы нового типа по содержанию и музыкальному языку.
«Классика дыбом» – переделка классических опер на современный лад (к примеру, «Жизнь за царя» М. И. Глинки была переименована в «Серп и молот», «За власть народа», «Жизнь за Совет»).
– Первые оперы 1920-х годов на революционно-героические темы успеха не имели и в репертуаре театров не удержались.
Классические
оперы
– Д. Д. Шостакович. Опера-сатира «Нос» (1928).
– С. С. Прокофьев. «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Игрок» (1927), «Огненный ангел» (1919 – 1927).
Балет– Развивается под знаком симфонизации музыкальных форм и
главенства танца. Возникает даже термин – балетный
симфонизм.
– Поиски новых хореографических решений и сохранение
традиций русского классического балета.
– Обновление стиля хореографических постановок за счёт элементов акробатики, гимнастики, физкультурных движений, эстрадной эксцентрики.
Жары балетаТанцсимфонии – бессюжетные балеты на небалетную музыку
(балет «Величие мироздания» на музыку IV симфонии Л. Бетховена. Постановщик Ф. Лопухов).
«Революционные балеты» (В. М. Дешевов «Красный вихрь»,
1924). Развитие традиций отечественного балета в первом советском классическом балете на революционную тему «Красный мак» (2-я ред. «Красный цветок») Р. М. Глиэра (1927).
– «Индустриальные балеты»
(Д. Д. Шостакович «Золотой век», 1930; «Болт», 1931; С. С. Прокофьев «Стальной скок», 1925).
Школа свободного танца американской танцовщицы-новатора Айсидоры Дункан – антитеза условностям академической хореографии. А. Дункан трактовала танец как естественное продолжение человеческого движения, отражение эмоций и характера исполнителя, пластическую импровизацию под музыку.

Добавить комментарий