- Октябрьская революция 1917 года привела к глобальному перелому в истории России, к коренным изменениям устоев традиционного быта, культуры и сознания миллионов людей.
- Девиз эпохи: «Искусство принадлежит народу» (В. И. Ленин).
- Задача эпохи: открыть народу доступ к культурным ценностям.
- Первые десять лет после революции – период становления новой культуры, творческих исканий и смелых художественных экспериментов во всех областях искусства.
Противоречия эпохи
- Стремление в создании искусства нового века с введением новаторских, экспериментальных форм, жанров, средств выразительности.
- Развитие традиций XIX века, осуществление преемственности с культурным наследием русской и зарубежной музыкальной классики.
- Развитие многонациональной культуры: после революции стала формироваться профессиональная музыка письменной традиции. Большую помощь в этом оказывали русские композиторы.
- Развитие музыкальной самодеятельности как формы проявления творческих талантов и приобщения к искусству народных масс. Массовая организация кружков, студий, обществ хорового пения, игры на народных инструментах и т.п.
- Государственная поддержка филармоний, оперных театров. Благодаря этому отечественная исполнительская школа переживала бурный расцвет.
- Возникновение новых музыкально-образовательных учебных заведений: народных консерваторий, народных хоровых академий, любительских музыкальных студий, кружков, курсов, мастерских и т.п.
- Возникновение новых музыкальных коллективов: Государственного симфонического оркестра, Государственного оркестра русских народных инструментов, Государственного духового оркестра, Государственного джаз-оркестра и др.
- Воспитание новой слушательской аудитории, возникновение актуальных форм концертной деятельности: концертов-лекций, концертов-митингов, музыкальных олимпиад при непосредственном участии просветителей-пропагандистов классического музыкального искусства А. В. Луначарского, И. И. Соллертинского, Б. В. Асафьева.
- 22 сентября 1922 года состоялся первый концерт по радио, положивший начало новой эпохи распространения музыки с помощью технических средств.
С другой стороны:
- Идея замены профессионального академического искусства художественной самодеятельностью, которая понималась как искусство нового времени, соответствующего идеям молодого советского государства.
- Вмешательство государства в художественную жизнь: диктат в выборе жанра и стиля (требования создавать оперы на современную тему, на «рабочую» тему, на тему «борьбы за мир», создание советской массовой песни).
- Отбор концертного репертуара с точки зрения революционных настроений: симфонии и квартеты Л. Бетховена, «Реквием» В. А. Моцарта, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, переделка (перетекстовка) песен, романсов, классических опер.
- Эмиграция выдающихся деятелей искусства – С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского, Ф. И. Шаляпина, С. С. Прокофьева.
- Изоляция инакомыслящих: «философский пароход» – кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов (учёных, врачей, преподавателей) в сентябре и ноябре 1922 года. Среди высланных – известные русские философы Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, С. Е. Трубецкой, Б. П. Вышеславцев, Н. О. Лосский, Л. П. Карсавин и др.
Государственные органы, творческие организации, объединения,
повлиявшие на развитие культуры и искусства
Народный комиссариат просвещения (Наркомпросс) | — Образован в 1918 году. — Орган государственной власти РСФСР, контролировавший культурно-гуманитарные сферы: образование, науку, музеи, театры и кино, творческие объединения, международные культурные связи и др. — Главой Наркомпросса (Наркомом просвещения) стал А. В. Луначарский – писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. — Одно из достижений Наркомпросса – реформа музыкального образования – создание трёхступенчатой системы: музыкальная школа – училище – консерватория (ВУЗ), ставшей базовой моделью музыкального образования в советское время. |
Пролетарская культурно-просветительская организация (Пролеткульт) | — Массовая организация начала 1920-х годов, насчитывавшая в своих рядах более четырёх тысяч членов, имевшая политическое влияние и в СССР, и за рубежом. — Пролеткульт решал две задачи – разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую культуру, основанную на пафосе коллективизма. — Идеология Пролеткульта нанесла серьёзный ущерб художественному развитию страны, отрицая культурное наследие прошлого. |
Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ) . | — Идейный наследник Пролеткульта. Просуществовала с 1923 по 1932 годы. — Идеология РАПМ: создание «подлинно пролетарской музыки», пропаганда классового подхода к искусству, непримиримость к «буржуазно-формалистическому» и «развлекательному» творчеству современных западных композиторов и творческим поискам современных музыкантов. — Ориентация на массовую хоровую песню как основному звену творчества композиторов. — Недооценка других музыкальных жанров классической и народной музыки. |
Ассоциация современной музыки (АСМ) | — Альтернативная композиторская организация, ориентированная на музыкальный авангард, которая являлась отделением Международного общества современной музыки. Основана в 1923 году. — Установка на обновление музыкального языка, эксперимент. — Пропагандировала и распространяла музыку XX века. — Боролась с косностью привычных взглядов на искусство. — Вносила разнообразие в стили, жанры, направления музыкального искусства. — В АСМ входили выдающиеся музыканты: Д. Д. Шостакович, Н.Я. Мясковский, Б. В. Асафьев, В. Я. Шебалин. — Благодаря деятельности АСМ в Москве звучала симфоническая и камерная музыка наиболее талантливых отечественных и зарубежных композиторов-новаторов. — В 1931 году АСМ была официально объявлена «сборищем чуждых пролетарской идеологии музыкантов» и в 1932 году ликвидирована при активном содействии РАПМ. |
«Синяя блуза» | — Советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший различные темы – от политических и международных до мелочей быта; героику и патетику, сатиру и юмор, новое революционное массовое искусство. — Образован в начале 1920-х годов. Просуществовал до 1933 года. — Название дала одежда, в которой выступали артисты – свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), что соответствовало облику рабочего на агитплакатах. — От деятельности «Синей блузы» веяло раскованностью, вольнодумством и смелостью. Поэтому к началу 1933 года закрывается, обогатив эстраду новыми темами и формами, послужив основой для создания ряда профессиональных театров |
ПРОКОЛЛ (Производственный коллектив) | — Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории, творческая группа, организованная в 1925 году А. А. Давиденко, В. А. Белым, Б. С. Шехтером, М. В. Ковалем, Н. К. Чемберджи, З. А. Левиной и др. — Главная идея – коллективизм в творческой сфере как подражание коллективному труду на фабриках и заводах. — Участники ПРОКОЛЛА стремились к глубокому воплощению образов советской действительности и революционного прошлого страны. |
Новые формы музыкального искусства и творчества 1920-х годов
Массовые действа | — Синтетические музыкально-театральные формы, реализующие ленинский план «монументальной пропаганды» (искусство как агитационное средство). — Монументальные композиции на улицах и площадях с привлечением нескольких тысяч человек («Действо о III Интернационале», «Мистерия освобождённого труда», «Взятие Зимнего дворца» и др.). — Связь празднеств с датами красного календаря и активной политической пропагандой. — Синтез музыки (народные революционные песни, отрывки из популярных оперных и симфонических произведений) театра, пантомимы, живых картин24, митинга. |
Шумовая музыка | — Ансамбли из предметов быта и производственных инструментов. — Имитация ударов молота и клацанья механизмов в заводских цехах. |
Конструктивизм и урбанизм (лат. urbs – город) | — Новая эстетика города, стиль «нового динамизма», «новой деловитости». — Отображение в звуках индустриализации страны, искусство, созвучное масштабам этой главной хозяйственной задачи СССР. — Отражал технический прогресс, новую динамику жизни, досуг нового, «деятельного» человека. — Музыкальный язык: комбинирование жёстких, резко диссонирующих созвучий, синкопированных, ломанных ритмических фигур, нарочитая антилиричность мелодий. — Эксперименты по созданию новых музыкальных звуков, воплощающих атмосферу современности (С. С. Прокофьев. Эпизод «Фабрика» из балета «Стальной скок» и др.). |
Музыкальные инструменты | — Электроинструменты: терменвокс (изобретатель Л. Термекс), гармониум С. Н. Ржевкина, виолена В. А. Гурова и В. И. Волынкина. |
Основные жанры в музыкальном искусстве 1920-х годов
Песня, хоровое творчество | — Трактовка массовой песни как хорового жанра. — «Интернационал» П. Дегейтера и Э. Потье – главная песня революции, первый гимн СССР. — Ориентация на массового исполнителя. — Опора на русские хоровые традиции, интонации русского фольклора и новой революционной песни. -Композиторские хоровые обработки народных и революционных песен. — Песня как исходный музыкальный материал для фольклорного, самодеятельного и профессионального творчества. — Хоровая песня – источник для обновления произведений крупных форм, демократизации сложных музыкальных жанров – кантат, ораторий, сюит. |
Симфоническая музыка | — Обращение к массовой аудитории. — Черты «плакатности» – «революционная» программность, цитирование народных, революционных, массовых песен, связь со словом (хоровые финалы на стихи современных советских поэтов). — Жанры: «большая» и одночастная симфонии, симфонические картины, сюиты, поэмы. — Симфонические произведения на актуальные темы: ***Д. Д. Шостакович. Вторая симфония «Посвящение Октябрю», Третья симфония «Первомайская». *** М. Ф. Гнесин. «Симфонический монумент». ***В. Я. Шебалин. Симфония «Ленин». ***И. М. Шиллингер. Поэма «Октябрь». ***Ю. С. Мейтус. Сюита «на Днепрострое» и др. |
Музыкальный театр | — Влияние идей режиссёров-реформаторов – В.Э.Мейерхольда, К.С.Станиславского, В. И.Немировича-Данченко – на развитие музыкального театра. — Новые формы агитационного театра: «Живые газеты» (Живая газета – это театральное представление, основанное на газетном материале или злободневных темах), «Синяя блуза», ТРАМ (театр рабочей молодёжи). — Музыку для театра писали композиторы Д. Д. Шостакович, Ю. А. Шапорин, Б. В. Асафьев и др. |
Опера | — Решалась задача создания оперы нового типа по содержанию и музыкальному языку. — «Классика дыбом» – переделка классических опер на современный лад (к примеру, «Жизнь за царя» М. И. Глинки была переименована в «Серп и молот», «За власть народа», «Жизнь за Совет»). — Первые оперы 1920-х годов на революционно-героические темы успеха не имели и в репертуаре театров не удержались. |
Классические оперы | — Д. Д. Шостакович. Опера-сатира «Нос» (1928). — С. С. Прокофьев. «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Игрок» (1927), «Огненный ангел» (1919 – 1927). |
Балет | — Развивается под знаком симфонизации музыкальных форм и главенства танца. Возникает даже термин – балетный симфонизм. — Поиски новых хореографических решений и сохранение традиций русского классического балета. — Обновление стиля хореографических постановок за счёт элементов акробатики, гимнастики, физкультурных движений, эстрадной эксцентрики. |
Жары балета | — Танцсимфонии – бессюжетные балеты на небалетную музыку (балет «Величие мироздания» на музыку IV симфонии Л. Бетховена. Постановщик Ф. Лопухов). — «Революционные балеты» (В. М. Дешевов «Красный вихрь», 1924). Развитие традиций отечественного балета в первом советском классическом балете на революционную тему «Красный мак» (2-я ред. «Красный цветок») Р. М. Глиэра (1927). — «Индустриальные балеты» (Д. Д. Шостакович «Золотой век», 1930; «Болт», 1931; С. С. Прокофьев «Стальной скок», 1925). — Школа свободного танца американской танцовщицы-новатора Айсидоры Дункан – антитеза условностям академической хореографии. А. Дункан трактовала танец как естественное продолжение человеческого движения, отражение эмоций и характера исполнителя, пластическую импровизацию под музыку. |