Петр Ильич Чайковский. Балет “Щелкунчик”

Посмотреть балет “Щелкунчик” П.И. Чайковского

Уже больше 125 лет балет «Щелкунчик» живет на театральной сцене — и все это время балетмейстеры продолжают искать новые подходы к музыке Петра Чайковского, а сказка Эрнста Гофмана раз за разом получает новые оригинальные воплощения.

В 1890 году Петр Чайковский получил от дирекции Императорских театров заказ на одноактную оперу и двухактный балет. Композитор, находившийся тогда на пике популярности после успешных премьер балета «Спящая красавица» и оперы «Пиковая дама», должен был написать музыку для так называемого сборного спектакля: оперу и балет планировали представить в один вечер в декабре 1891 года.

Для оперы Чайковский сам выбрал полюбившийся ему сюжет драмы датского писателя Генрика Герца — «Дочь короля Рене». А создать балет по сказке Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» ему предложили директор Императорских театров Иван Всеволожский и знаменитый балетмейстер Мариус Петипа. У последнего уже был примерный сценарий постановки, который, правда, сильно изменился в процессе работы.

Чайковский согласился, поскольку со сказкой Гофмана был уже знаком. Сохранилось письмо, в котором композитор благодарил музыкального критика Сергея Флёрова, приславшего ему издание «Щелкунчика и Мышиного короля» на русском языке, и отзывался о книге как о «превосходнейшем переводе превосходной сказки».

По задумке Мариуса Петипа, новогодняя «пряничная» сказка про волшебный город Конфитюренбург должна была стать совершенно не такой, какой мы ее знаем. На создание либретто балетмейстера вдохновила тема Великой французской революции, столетие которой отмечали в 1889 году. Судя по записям Петипа, во втором акте балета должны были звучать популярные французские революционные песни — «Карманьола» и «Добрый путь, милый дю Молле!». Однако балет на революционную тематику в царской России конца XIX века поставить было невозможно, и многие идеи Петипа остались только на бумаге. Хотя мотив из песни «Добрый путь, милый дю Молле!» Чайковский по просьбе балетмейстера в партитуре сохранил.

Премьера балета “Щелкунчик” состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Первым балетмейстером – постановщиком стал Лев Иванов.

Лев Иванов

С тех пор балет пережил рекордное количество постановок, как классических, так и новаторских.

Фото первой постановки.
Фото первой постановки.
Фото первой постановки.

Музыка к «Щелкунчику» в целом богата на цитаты. Например, арабский танец «Кофе» из второго акта балета основан на традиционной грузинской колыбельной песне. Ее мелодию Чайковский лично слышал в Грузии: его брат Анатолий был вице-губернатором Тбилиси, и композитор несколько раз бывал у него в гостях.
В танце родителей и гостей звучит немецкая мелодия «Grossvater Tanz» («Танец дедушки»), которую до этого использовал в одном из своих произведений Роберт Шуман — один из любимых композиторов Чайковского. Мелодия «Grossvater Tanz» появилась в XVII веке, однако до сих пор доподлинно неизвестно, был ли этот танец народным или принадлежал авторству Карла Готлиба Геринга. На протяжении несколько веков лирический «Grossvater Tanz» исполняли в конце свадебной церемонии.

ЛИБРЕТТО

ПРОЛОГ

В канун Рождества советник медицины Штальбаум собирает в своем доме гостей. Сам хозяин и его жена с детьми – Мари и Францем, приветливо встречают пришедших на праздник.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В уютном доме все готово к празднику. Дети с нетерпением ждут рождественские подарки. Вспыхнула елка разноцветными огнями, начались танцы, родители дарят детям подарки. Вдруг на пороге гостиной появляется незнакомец в маске. Он снимает ее, и все узнают доброго Дроссельмейера, крестного Мари. Дроссельмейер показывает фокусы, а затем достает Щелкунчика и рассказывает историю этой куклы.

Сказка закончилась, все аплодируют Дроссельмейеру. Мари просит подарить ей Щелкунчика. В этот момент Франц отнимает куклу и ломает ее. Дроссельмейер прогоняет несносного мальчишку, чинит Щелкунчика и дарит его крестнице.

Праздничный вечер заканчивается, исполняется последний танец – гросфатер. Гости расходятся. Елка гаснет. Мари пробирается в опустевшую гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика, оставшегося под елкой. Вместе с боем часов, словно по волшебству, появляется Дроссельмейер.

Вокруг все начинает преображаться: елка растет, и вместе с ней комната превращается в огромный зал. Щелкунчик и игрушки тоже увеличиваются и оживают. Вдруг в комнате появляются мыши во главе с Мышиным королем. Им противостоит отважный Щелкунчик с немногочисленной армией елочных игрушек. Начинается бой: Щелкунчик храбро сражается с мышиной армией, но силы неравны. Еще немного… и Мышиный король одержит верх. Дроссельмейер подает Мари горящую свечу, которую она в отчаянии бросает в Мышиного короля. В это время Щелкунчику удалось освободиться. Он пронзает саблей Мышиного короля, а остатки «серой» армии разбегаются в панике по своим норам. Противник побежден. Чары рассеялись: Мари видит перед собой прекрасного Принца.

Взявшись за руки, Мари и Принц присоединяются к волшебному хороводу снежинок и через звездное небо спешат в королевство Принца.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Мари и Принц любуются звездным небом. Дроссельмейер неотступно следует за ними. Волшебный шар, на котором они летят, опускается перед стенами сказочного города. Дроссельмейер проходит к воротам замка и открывает их волшебным ключом, потом незаметно исчезает. Мари и Принц входят в тронный зал. Их встречают король, королева и торжественная свита. Жители волшебного города преподносят подарки и устраивают необыкновенный праздник.

ЭПИЛОГ

Неожиданно возникает фигура Дроссельмейера. Все замерло: стены замка исчезают, появляется гостиная дома Штальбаумов. В углу комнаты – спящая Мари с куклой-Щелкунчиком. Проснувшись, девочка видит Дроссельмейера. Она подбегает к нему, чтобы поблагодарить за чудесную рождественскую сказку.

Действующие лицаОписание
Штальбаумсоветник медицины, именно в его доме разворачиваются все события
Маридочка Штальбаума, получившая в подарок Щелкунчика
Фрицбрат Мари, сломавший Щелкунчика на празднике
Дроссельмейеркрестный Мари, подаривший ей Щелкунчика и рассказавший о чудесном городе
Щелкунчикзаколдованный принц
Фея Дражеправительница в волшебном городе Конфитюренбурге
Принц Коклюшпринц из сказочного города, встречающий девочку и Щелкунчика
Король мышейзлой повелитель враждебной армии мышей, напавший на Щелкунчика

СТРОЕНИЕ БАЛЕТА

Увертюра

Действие первое. Картина 1.

  • Украшение Рождественской Елки
  • Марш
  • Детский галоп и выход гостей
  • Сцена с танцами (выход Дроссельмаера)
    • Танец заводных кукол (мазурка)
    • Демонический танец
  • Сцена и танец родителей (Гроссфатер)
  • Сцена (Уход гостей. Ночь)
    • Первый вальс Маши с Щелкунчиком
    • Полька
    • Колыбельная
  • Сцена (Сражение)

Действие первое. Картина 2.

  • Сцена (Еловый лес зимой) (рост ёлки)
  • Вальс снежных хлопьев (танец снежинок)

Действие второе

  • Сцена (Дворец сластей Конфитюренбург)
  • Сцена (Прибытие Клары и Щелкунчика)
  • Дивертисмент
    • Шоколад (Испанский танец)
    • Кофе (Арабский танец)
    • Чай (Китайский танец)
    • Трепак (Русский танец) (карамельная трость)
    • Танец пастушков (Датский марципан)
    • Мамаша Гигонь (Жигонь) и паяцы
  • Вальс цветов
  • Па-де-де (Фея Драже и принц Оршад)
    • Вариация I (Тарантелла)
    • Вариация II (Танец Феи Драже)
    • Кода
  • Финальный вальс
  • Апофеоз

Разбор музыкальных номеров.

Действие первое. Картина 1.

Марш

В Марше воссоздана картина ребячьего праздника. Композитор придал этому номеру черты «игрушечности». В пьесе три части. Первая часть начинается с упругих и отрывистых аккордов у духовых инструментов. Им отвечает задорная мелодия скрипок с колким упругим ритмом. В средней части передаётся суетливая беготня детворы. Мелодия звучит в быстром темпе, а ровное движение шестнадцатых придаёт ей особую лёгкость, почти невесомость. Её исполняет в верхнем регистре флейта. Третья часть марша – реприза – полностью повторяет первую. В этом номере преобладает верхний регистр, который подчёркивает мир беззаботного детства.

Марш.

Действие второе

Испанский танец (Шоколад)

Написан танец в двухчастной форме. Тема первой части танца звучит празднично и ярко. Её исполняет труба на фоне дробного оркестрового аккомпанемента. Во второй части появляется нежная и грациозная мелодия. Её исполняют скрипки, а аккомпанируют им в чётком ритме кастаньеты.

Испанский танец (Шоколад)

Арабский танец (Кофе)

Музыка звучит неторопливо, плавно и завораживающе. Напевно исполняют мелодию скрипки. Очень душевно «поют» параллельные терции в верхнем голосе. Звучит эта красивая мелодия на фоне однообразного аккомпанемента. Интервалы квинт и кварт создают пустоту, которая напоминает арабские пустыни. В конце фраз тихо слышен музыкальный инструмент бубен, который часто применяют в качестве аккомпанемента во время исполнения восточного танца. Выдержана пьеса в одном характере, контрастных эпизодов здесь нет.

Арабский танец (Кофе)

Китайский танец (Чай)

Этот танец по характеру смешной, причудливый, комичный, очень живой и активный. Танцоры, как заводные куклы, всё время подпрыгивают. Кружатся, переворачиваются. Их движения чёткие и острые. Мелодия звучит у флейты в очень высоком регистре. Стремительные взлёты, неожиданные скачки делают её рисунок причудливым. А аккомпанируют свистящей флейте два топочущихся на месте фагота. Они звучат в низком регистре. Такое контрастное сопоставление регистров и тембров придаёт музыке комический, игрушечный эффект.

Китайский танец (Чай).

Русский танец (Трепак)

Самый быстрый по темпу и удалой по характеру народный танец. Он исполняется ярким звучанием всех инструментов (тутти). Очень лихие и активные прыжки и притоптывания переданы в музыке внезапным громким подчёркиванием аккордов (сфорцандо).

Русский танец.

Танец пастушков

Танец пастушков – один из самых изящных и грациозных номеров дивертисмента. Звучит в спокойном темпе и в умеренной звучности. Движения танцоров отличаются гибкостью и пластичностью. Написан танец в трёхчастной форме. По замыслу Петипа, пастушки, а их трое, танцуют, «играя» на дудочках, сделанных из камыша.

Основная тема танца звучит в ре – мажоре и имеет аккордовое изложение. Мелодия по характеру нежная и изящная. Такое ощущение складывается потому, что её исполняют мягко и светло три флейты. В середине пьесы появляется новая тема, которая звучит в тональности фа – диез минор. Её исполняют две трубы в терцию шестнадцатыми нотами легко и непрерывно.

В репризе возвращается первая часть, то есть звучит тема, с которой начинался танец.

Танец пастушков (Датский марципан)

Вальс цветов

Этот яркий, запоминающийся танец завершает дивертисмент. Он принадлежит к лучшим вальсам Чайковского. Вступление звучит торжественно с виртуозной каденцией. Начинается танец тихо у валторн, но сразу же ощущается торжественно- праздничный характер этой главной темы. Её продолжают ряд гибких и широких по дыханию мелодий в исполнении чередующихся солирующих инструментов и групп оркестра. Одна тема красивее другой. Словно утопаешь в море мелодий. Постоянно происходит смена эмоций, несмотря на то, что все темы звучат в мажоре, кроме одной. В самом центре вальса появляется взволнованная, патетическая си – минорная тема в исполнении виолончелей и альтов. Она врывается неожиданно, словно вихрь – как воспоминание о недавно пережитых волнениях. Во время звучания этой темы постоянно присутствует напряжение, мелодия наполняется речитативными фразами, особенно в конце. Она остаётся как бы недосказанной, и «успокаивается» возвращением первой темы. Форма вальса трёхчастна ( в зеркальном отражении): Вступление -А – В – С – В – А -кода.

Вальс цветов.

Адажио

Адажио в балете – это па – де – декоторое по традиции исполняют главные герои. В балете «Щелкунчик» его исполняют фея Драже и принц Оршад. Этот номер является кульминацией всего балета. Он звучит как торжественный гимн добру, красоте и любви. Волнообразные переливающиеся арпеджио арф сопровождают мелодию виолончелей. Она звучит необычайно радостно и вдохновенно.

В среднем разделе адажио – светлая прозрачная лирическая мелодия, которую исполняет солирующий гобой, а затем – кларнет. Реприза звучит торжественно и мощно в исполнении всего оркестра – тутти.

Па-де-де (Фея Драже и принц Оршад)

Танец феи Драже

В конце праздника в танцах принимает участие и сама фея Драже. Она загадочна и прекрасна. Для передачи в музыке такого загадочного характера П.И. Чайковский использовал здесь новый в то время для России музыкальный инструмент – челесту. Он специально выписал её из Франции. Этот инструмент своим прозрачно – серебристым тембром напоминает звон колокольчиков. Звуки челесты помогают передать в музыке переливы фонтанов сладких напитков, блеск разноцветных леденцов, сверкание драгоценностей, которых очень много в волшебном царстве сладостей. Мелодия танца звучит хрупко, нежно, очень аккуратно и осторожно – хрустально!

Вариация II (Танец Феи Драже)

Балет «Щелкунчик» – лучшее произведение П.И. Чайковского, которое он написал для детей. Слушая его, человек имеет возможность задуматься о таких важных ценностях жизни, как – любовь, добро, преданность, сострадание, красота. Музыка «Щелкунчика» вдохновляет, завораживает, нравственно укрепляет и напоминает о том, что в человеке главными чертами должны быть чистота души и доброта. Балет настолько популярен, что его можно услышать не только во время спектакля. Например, в симфонических концертах часто исполняется сюита из нескольких его номеров.

Узнать больше об балете П.И. Чайковского “Щелкунчик”

Номера, которые будут в Викторине:

  1. Марш. Действие 1. Картина 1
  2. Испанский танец. Действие 2.
  3. Арабский танец. Действие 2.
  4. Китайский танец. Действие 2.
  5. Трепак (Русский танец). Действие 2.
  6. Танец пастушков. Действие 2.
  7. Вальс цветов. Действие 2.
  8. Адажио (Па-де-де). Действие 2.
  9. Вариация II (Танец феи Драже). Действие 2.

Ниже, Вы можете посмотреть весь балет целиком.

Добавить комментарий