Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)


Сергей Васильевич Рахманинов в своё время вошёл в историю музыкальной культуры как выдающийся пианист. Судьба Рахманинова-композитора сложна, аналогична судьбе Листа и Рубинштейна, которые были признаны, прежде всего, как уникальные пианисты, а их композиторское творчество воспринималось скептически. Современники воспринимали Рахманинова неоднозначно. Одни не увидели в Рахманинове ничего нового, считая его эпигоном Чайковского. Другие, напротив, рассматривали некоторые из произведений как дань модернизму. Представители церкви ругали композитора за то, что он искажает церковную музыку, считали, что его «Литургия» слишком эмоциональна и сложна технически. За рубежом Рахманинов был воспринят именно как пианист. Сегодня же – он одни из самых популярных русских композиторов.

Рахманинов – истинный сын «серебряного века», один из важнейших элементов русской культуры рубежа веков. Многочисленные нити связывают музыку Рахманинова с различными явлениями в литературе и искусстве того времени. С Белым, Бальмонтом, Мережковским, Гиппиус Рахманинова роднят некоторые общие эстетико-философские воззрения. Рахманинов понимал искусство как выражение высокости человеческих исканий, выражение прекрасного в духовных помыслах человека. Музыка – выражение чувственной красоты. Рахманинов был близок и тем, кто старался раскрыть духовные корни России, возродить старинную русскую музыку, духовный концерт XVIII в., партесное пение. Кульминацией культурного ренессанса стало «Всенощное бдение».

ДатаСобытиеТворчество
187320 марта в имении Онег Новгородской губернии родился С. В. Рахманинов. Родители мальчика были музыкально одаренными людьми.Мама стала первым учите­лем будущего композитора.
1878Рахманинов начал учиться игре на фортепиано.Мальчику решено дать му­зыкальное образование.
1880Семья Рахманинова пере­езжает в Петербург.Рахманинова принимают в Петербургскую консерва­торию. Но большую часть времени он проводит на улице в детских забавах, что приводит к недостатку прилежания.
1883Рахманинова по совету из­вестного пианиста, ученика А. Рубинштейна и Листа, Александра Зилота, перево­дят в Московскую консер­ваторию. Его учителем стал Н. С. Зверев.Зверев берет Рахманинова на полный пансион. Дисци­плина педагога воспитала в нем высочайшую организо­ванность.
1887Сергей начинает записывать свои сочинения. Со Звере­вым произошел разрыв. Причина — композиция. Помирились они в 1892 го­ду, когда Рахманинов сда­вал экзамен по композиции.Учителем Рахманинова по контрапункту был С. Танеев.
1891Рахманинов заканчивает консерваторию по классу фортепиано, а годом позже по композиции с большой золотой медалью, представив в качестве дипломной работы одноактную оперу «Алеко».За оперу «Алеко» Рахманинов получил оценку «5+». Как ученику, окончившему с отличием два факультета консерватории, ему была присуждена Большая золотая медаль.
1892Осенью Рахманинов впервые выступил в концерте, играл на бис Прелюдию до диез-минор с колокольным звоном.
1894Рахманинов поступил преподавателем теории в Мариинское училище.Произведение этого периода: элегическое трио «Памяти великого художника». Также начата работа над Первой симфонией.
1897Состоялась премьера Первой симфонии, которая потерпела полный провал.
Почти три года композитор не писал новых произведений. Но к этим годам относятся успехи Рахманинова- исполнителя. Началась профессиональная дирижерская деятельность в Московской частной русской опере С. Мамонтова.
Вскоре Рахманинов познакомился с Ф. И. Шаляпиным. Совершает поездку в Лондон
1900Накануне 30-летия Рахманинов женился на своей двоюродной сестре Н. Сатиной. Из-за родства пришлось просить «Высочайшего раз-решения» на брак. После свадьбы молодожены от-правились в путешествие, затем поселились в Москве.Рахманинов создает два новых произведения: Второй фортепианный концерт, Вторую сюиту. Вслед за этими произведениями композитор создает кантату «Весна», романсы, прелюдии, оперы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини».
1903Родилась первая дочь.
1904Рахманинов много выступал как пианист, дирижер, ансамблист. Два сезона он проработал в Большом театре.Его постановки опер великих композиторов — Глинки, Даргомыжского, Бородина вошли в историю театра.

1906
Композитор решил уйти с работы.
1906-19161907 – Родилась вторая дочь.За продуктивное десятилетие Рахманиновым были созданы: симфоническая поэма «Остров мертвых», Третий фортепианный концерт, две симфонии, «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», симфоническая поэма
1917С оглушительным успехом Рахманинов играл концерты в пользу русской армии.
В конце этого года композитор уехал с семьей на гастроли в Швецию. Турне продолжалось всю жизнь.
1918-
1926
Рахманинов живет в Америке. Ничего не пишет. Тоска по родине.В Америке композитора ждала напряженная работа. Он считался первым пианистом мира. Композитор разучивал все новые и новые про-изведения, так как этого требовали американские слушатели.
1926Рахманинов пишет Четвертый фортепианный концерт, «Три русские песни для симфонического оркестра с хором».
1931Рахманиновы покупают небольшой участок земли на берегу озера в Швейцарии. Виллу назвали «Сенар» по первым буквам имен и фамилии.Здесь были написаны истинные вершины творчества Рахманинова: Рапсодия на темы Паганини, Третья симфония.
1940Рахманинов потрясен нападением Германии на СССР.Пишет последнее крупное произведение «Симфонические танцы», посвященное Филадельфийскому симфоническому оркестру.
1941Рахманинов выступает с призывом поддержать Россию.Гонорар одного из концертов передает Генеральному консулу СССР.
194328 марта Рахманинов умер в Америке, похоронен в Кенсико, близ Нью-Йорка.

Наследие:

– I период – ранний, ученический (конец 80-х – 90-е гг.): фортепианные миниатюры, Первый и Второй фортепианный концерт, симфоническая поэма «Князь Ростислав», фантазия «Утёс», опера «Алеко».

– II период – зрелый (900-е гг. – до1917 г.): вокальные и фортепианные миниатюры, Третий фортепианный концерт, «Остров мёртвых», кантата «Весна», «Колокола», «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение». Период характеризуется контрастом настроений, образов, форм и жанров. После отъезда за границу почти 10 лет ничего не пишет, ведёт только концертно-исполнительскую деятельность.

– III период – поздний (1927-1943), создал ряд шедевров: «Вариации на тему Корелли», Четвёртый фортепианный концерт, Третья симфония, «Рапсодия на тему Паганини», Симфонические танцы. Постепенно усиливается трагическое начало.

По природе дарования Рахманинов – лирик с открытой эмоциональностью. Для него было характерно сочетание двух типов глубоко лирического способа высказывания: 1) патетика, взволнованность; 2) утончённость, озвучивание тишины. Лирика Рахманинова выражает любовь к человеку и природе и одновременно страх перед неслыханными переменами и мятежами. Красота в идеальном созерцательном выражении и бурно клокочущие биения – в этой полярности Рахманинов выступает как человек своего времени.

Но Рахманинов был не только лириком, в его творчестве ярко выражены и эпические черты. Рахманинов – художник-сказитель деревянной Руси, колокольных звонов. Его эпичность героического типа (эмоциональный способ постижения реальности сочетается с эпичностью, повествовательностью).

В последние годы усиливается трагичность мироощущения. В Америке почти в каждом сочинении культивировал тему неотвратимости смерти.

Стиль, музыкальный язык

Истоки – в Шопене, Шумане, Григе – выдающихся лириках XIX в., в духовной православной культуре, в творчестве Мусоргского и Бородина. С течением времени искусство Рахманинова впитывает в себя много нового, происходит эволюция музыкального языка.

  • Мелодия. В отличие от своего современника Скрябина, всегда мыслящего в музыке в инструментальных её формах, Рахманинов с первых же сочинений проявил вокальную природу своего дарования. Вокальное ощущение мелодики стало ведущей чертой всех его жанров, в том числе и инструментальных. Музыка Рахманинова в целом полимелодийна, в этом – один из секретов доходчивости. Его мелодиям присуща широта дыхания, пластичность, гибкость. Истоки многочисленны: городская и крестьянская песенность, городской романс, знаменный распев. Его мелодии имели характерные контуры: бурный всплеск с постепенными откатами.
  • Гармония. Опирался на завоевания романтиков. Характерны многотерцовые аккорды, расширение субдоминантовых образований, средства мажоро-минора, альтерированные аккорды, полигармония, органные пункты. «Рахманиновская гармония» – уменьшённый вводный терцквартаккорд гармонический с квартой (в миноре). Характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Гармонический язык с течением времени эволюционировал.
  • Полифония. В каждом произведении присутствует подголосочная или имитационная полифония.
  • Метроритм. Характерны баркарольные, текучие ритмы либо маршевые, чеканные. Ритм выполняет две функции: 1) помогает создавать образ (нередки длительные ритмические ostinato); 2) формообразующая.
  • Формы и жанры. Начинает как традиционный музыкант: пишет фортепианные миниатюры в трёхчастной форме, фортепианный концерт, осваивает правила литургического цикла. В 900-е гг. обнаруживается склонность к синтезу форм, а затем – к синтезу жанров.

Посмотреть видео об жизни и творчестве С.В. Рахманинова здесь и здесь

Добавить комментарий