Сергей Васильевич Рахманинов в своё время вошёл в историю музыкальной культуры как выдающийся пианист. Судьба Рахманинова-композитора сложна, аналогична судьбе Листа и Рубинштейна, которые были признаны, прежде всего, как уникальные пианисты, а их композиторское творчество воспринималось скептически. Современники воспринимали Рахманинова неоднозначно. Одни не увидели в Рахманинове ничего нового, считая его эпигоном Чайковского. Другие, напротив, рассматривали некоторые из произведений как дань модернизму. Представители церкви ругали композитора за то, что он искажает церковную музыку, считали, что его «Литургия» слишком эмоциональна и сложна технически. За рубежом Рахманинов был воспринят именно как пианист. Сегодня же – он одни из самых популярных русских композиторов.
Рахманинов – истинный сын «серебряного века», один из важнейших элементов русской культуры рубежа веков. Многочисленные нити связывают музыку Рахманинова с различными явлениями в литературе и искусстве того времени. С Белым, Бальмонтом, Мережковским, Гиппиус Рахманинова роднят некоторые общие эстетико-философские воззрения. Рахманинов понимал искусство как выражение высокости человеческих исканий, выражение прекрасного в духовных помыслах человека. Музыка – выражение чувственной красоты. Рахманинов был близок и тем, кто старался раскрыть духовные корни России, возродить старинную русскую музыку, духовный концерт XVIII в., партесное пение. Кульминацией культурного ренессанса стало «Всенощное бдение».
Дата | Событие | Творчество |
1873 | 20 марта в имении Онег Новгородской губернии родился С. В. Рахманинов. Родители мальчика были музыкально одаренными людьми. | Мама стала первым учителем будущего композитора. |
1878 | Рахманинов начал учиться игре на фортепиано. | Мальчику решено дать музыкальное образование. |
1880 | Семья Рахманинова переезжает в Петербург. | Рахманинова принимают в Петербургскую консерваторию. Но большую часть времени он проводит на улице в детских забавах, что приводит к недостатку прилежания. |
1883 | Рахманинова по совету известного пианиста, ученика А. Рубинштейна и Листа, Александра Зилота, переводят в Московскую консерваторию. Его учителем стал Н. С. Зверев. | Зверев берет Рахманинова на полный пансион. Дисциплина педагога воспитала в нем высочайшую организованность. |
1887 | Сергей начинает записывать свои сочинения. Со Зверевым произошел разрыв. Причина — композиция. Помирились они в 1892 году, когда Рахманинов сдавал экзамен по композиции. | Учителем Рахманинова по контрапункту был С. Танеев. |
1891 | Рахманинов заканчивает консерваторию по классу фортепиано, а годом позже по композиции с большой золотой медалью, представив в качестве дипломной работы одноактную оперу «Алеко». | За оперу «Алеко» Рахманинов получил оценку «5+». Как ученику, окончившему с отличием два факультета консерватории, ему была присуждена Большая золотая медаль. |
1892 | Осенью Рахманинов впервые выступил в концерте, играл на бис Прелюдию до диез-минор с колокольным звоном. | |
1894 | Рахманинов поступил преподавателем теории в Мариинское училище. | Произведение этого периода: элегическое трио «Памяти великого художника». Также начата работа над Первой симфонией. |
1897 | Состоялась премьера Первой симфонии, которая потерпела полный провал. Почти три года композитор не писал новых произведений. Но к этим годам относятся успехи Рахманинова- исполнителя. Началась профессиональная дирижерская деятельность в Московской частной русской опере С. Мамонтова. | Вскоре Рахманинов познакомился с Ф. И. Шаляпиным. Совершает поездку в Лондон |
1900 | Накануне 30-летия Рахманинов женился на своей двоюродной сестре Н. Сатиной. Из-за родства пришлось просить «Высочайшего раз-решения» на брак. После свадьбы молодожены от-правились в путешествие, затем поселились в Москве. | Рахманинов создает два новых произведения: Второй фортепианный концерт, Вторую сюиту. Вслед за этими произведениями композитор создает кантату «Весна», романсы, прелюдии, оперы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини». |
1903 | Родилась первая дочь. | |
1904 | Рахманинов много выступал как пианист, дирижер, ансамблист. Два сезона он проработал в Большом театре. | Его постановки опер великих композиторов — Глинки, Даргомыжского, Бородина вошли в историю театра. |
1906 | Композитор решил уйти с работы. | |
1906-1916 | 1907 – Родилась вторая дочь. | За продуктивное десятилетие Рахманиновым были созданы: симфоническая поэма «Остров мертвых», Третий фортепианный концерт, две симфонии, «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», симфоническая поэма |
1917 | С оглушительным успехом Рахманинов играл концерты в пользу русской армии. В конце этого года композитор уехал с семьей на гастроли в Швецию. Турне продолжалось всю жизнь. | |
1918- 1926 | Рахманинов живет в Америке. Ничего не пишет. Тоска по родине. | В Америке композитора ждала напряженная работа. Он считался первым пианистом мира. Композитор разучивал все новые и новые про-изведения, так как этого требовали американские слушатели. |
1926 | Рахманинов пишет Четвертый фортепианный концерт, «Три русские песни для симфонического оркестра с хором». | |
1931 | Рахманиновы покупают небольшой участок земли на берегу озера в Швейцарии. Виллу назвали «Сенар» по первым буквам имен и фамилии. | Здесь были написаны истинные вершины творчества Рахманинова: Рапсодия на темы Паганини, Третья симфония. |
1940 | Рахманинов потрясен нападением Германии на СССР. | Пишет последнее крупное произведение «Симфонические танцы», посвященное Филадельфийскому симфоническому оркестру. |
1941 | Рахманинов выступает с призывом поддержать Россию. | Гонорар одного из концертов передает Генеральному консулу СССР. |
1943 | 28 марта Рахманинов умер в Америке, похоронен в Кенсико, близ Нью-Йорка. |
Наследие:
– I период – ранний, ученический (конец 80-х – 90-е гг.): фортепианные миниатюры, Первый и Второй фортепианный концерт, симфоническая поэма «Князь Ростислав», фантазия «Утёс», опера «Алеко».
– II период – зрелый (900-е гг. – до1917 г.): вокальные и фортепианные миниатюры, Третий фортепианный концерт, «Остров мёртвых», кантата «Весна», «Колокола», «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение». Период характеризуется контрастом настроений, образов, форм и жанров. После отъезда за границу почти 10 лет ничего не пишет, ведёт только концертно-исполнительскую деятельность.
– III период – поздний (1927-1943), создал ряд шедевров: «Вариации на тему Корелли», Четвёртый фортепианный концерт, Третья симфония, «Рапсодия на тему Паганини», Симфонические танцы. Постепенно усиливается трагическое начало.
По природе дарования Рахманинов – лирик с открытой эмоциональностью. Для него было характерно сочетание двух типов глубоко лирического способа высказывания: 1) патетика, взволнованность; 2) утончённость, озвучивание тишины. Лирика Рахманинова выражает любовь к человеку и природе и одновременно страх перед неслыханными переменами и мятежами. Красота в идеальном созерцательном выражении и бурно клокочущие биения – в этой полярности Рахманинов выступает как человек своего времени.
Но Рахманинов был не только лириком, в его творчестве ярко выражены и эпические черты. Рахманинов – художник-сказитель деревянной Руси, колокольных звонов. Его эпичность героического типа (эмоциональный способ постижения реальности сочетается с эпичностью, повествовательностью).
В последние годы усиливается трагичность мироощущения. В Америке почти в каждом сочинении культивировал тему неотвратимости смерти.
Стиль, музыкальный язык
Истоки – в Шопене, Шумане, Григе – выдающихся лириках XIX в., в духовной православной культуре, в творчестве Мусоргского и Бородина. С течением времени искусство Рахманинова впитывает в себя много нового, происходит эволюция музыкального языка.
- Мелодия. В отличие от своего современника Скрябина, всегда мыслящего в музыке в инструментальных её формах, Рахманинов с первых же сочинений проявил вокальную природу своего дарования. Вокальное ощущение мелодики стало ведущей чертой всех его жанров, в том числе и инструментальных. Музыка Рахманинова в целом полимелодийна, в этом – один из секретов доходчивости. Его мелодиям присуща широта дыхания, пластичность, гибкость. Истоки многочисленны: городская и крестьянская песенность, городской романс, знаменный распев. Его мелодии имели характерные контуры: бурный всплеск с постепенными откатами.
- Гармония. Опирался на завоевания романтиков. Характерны многотерцовые аккорды, расширение субдоминантовых образований, средства мажоро-минора, альтерированные аккорды, полигармония, органные пункты. «Рахманиновская гармония» – уменьшённый вводный терцквартаккорд гармонический с квартой (в миноре). Характерно многообразное претворение колокольных звучностей. Гармонический язык с течением времени эволюционировал.
- Полифония. В каждом произведении присутствует подголосочная или имитационная полифония.
- Метроритм. Характерны баркарольные, текучие ритмы либо маршевые, чеканные. Ритм выполняет две функции: 1) помогает создавать образ (нередки длительные ритмические ostinato); 2) формообразующая.
- Формы и жанры. Начинает как традиционный музыкант: пишет фортепианные миниатюры в трёхчастной форме, фортепианный концерт, осваивает правила литургического цикла. В 900-е гг. обнаруживается склонность к синтезу форм, а затем – к синтезу жанров.
Посмотреть видео об жизни и творчестве С.В. Рахманинова здесь и здесь