Симфоническое творчество В.А. Моцарта

Симфония соль минор №40

До сих пор исследователи не могут точно ответить на вопрос — сколько симфоний написал Моцарт? И сколько симфоний в полном варианте дошло до наших дней? Но из того симфонического наследия (41 симфония), которое основательно изучено, проявляется любопытнейший факт — Моцарт написал всего две (!) минорные симфонии — № 25 и №40, обе в тональности соль минор. Между ними перерыв в 15 лет — симфония № 25 была написана в 1773 году, симфония № 40 — в 1788-м в Вене.

Симфония Моцарта № 40 соль минор — одно из самых популярных и любимых публикой сочинений. Её задушевная лиричность, меланхолия, динамичность, порывистость находят отклик у слушателей многих поколений. Четыре части цикла вполне классичны по форме, но наполнены новым, живым и человечным содержанием.


I часть — Allegro molto. Первая часть написана в сонатной форме сонатного allegro. На фоне мягко колышущегося, трепетно пульсирующего сопровождения виолончелей и альтов звучит трогательная мелодия скрипок — главная партия. Короткие нисходящие фразы темы создают впечатление искреннего, печального, трепетного монолога:

Главная партия перерастает в связующую, отличающуюся от своей предшественницы более энергичным и напористым характером; в её исполнении участвует уже весь состав оркестра.

Связующая строится на материале главной партии; она плавно подводит к новой тональности — си-бемоль мажору (В сонатной форме, основная тональность которой минорная, в экспозиции возможно отклонение в параллельную мажорную тональность, а не в тональность доминанты.), в которой зазвучит побочная:

Этот новый музыкальный образ изысканно расцвечен тембрами струнных и деревянных духовых инструментов. Побочная так же грациозна, как и главная партия, но отличается от неё более светлым настроением. Изящную кокетливость побочной придают лёгкие нисходящие гаммы шестнадцатыми.


Заключительная партия экспозиции звучит, как и полагается, в новой тональности — си-бемоль мажоре. Возвращаются фразы главной партии, но звучат они теперь энергично и уверенно.


Разработка посвящена развитию основного тематизма I части — главной партии. Её мотивы претерпевают значительные из¬менения: вначале становятся более хроматизированными, далее вступают в бурную перекличку. В разработке главная партия становится более драматичной, временами в звучании основных мотивов темы сквозит отчаяние. Тональная сфера разработки очень разнообразна — главная партия последовательно «путешествует» по тональностям фа-диез минор, ми минор, ре минор и др.

Начало репризы возвращает главную партию к первоначальному звучанию и тому же меланхоличному настроению, которое было свойственно её первому появлению. Самые значительные изменения в репризе связаны со сферой побочной партии: она теперь звучит в основной тональности — соль миноре. Отказ от мажорного лада (в котором побочная была в экспозиции) приводит к значительному эмоциональному переосмыслению — побочная лишается безмятежного и светлого характера, становится печальной и задумчивой:

Главенствующая роль соль минора в репризе приводит к тому, что изменения затрагивают и второстепенные темы — связующую и заключительную. Связующая становится более протяжённой и пафосной; заключительная утрачивает былую мажорную окраску, словно покоряясь неумолимой судьбе. Завершается I часть в том же печальном настроении, которое было присуще первому проведению основного тематического образа: продолжается противостояние между меланхоличной созерцательностью и драматичной страстностью.

В.А. Моцарт. Симфония соль минор. 1 часть.

II часть — Andante. После оживлённого лирико-драматического монолога I части цикла II часть приносит умиротворение и просветление. Основная тональность Andante — ми-бемоль мажор (тональность VI ступени по отношению к соль минору). Моцарт пишет медленную II часть в сонатной форме.

Главная партия в экспозиции постепенно формируется из первоначального двухголосия мелодии и баса, приобретая постепенно более плотную и насыщенную фактуру. Теме присуща мягкая танцевальность, с одной стороны, и элементы имитационной полифонии — с другой, реплики высоких струнных «накладываются» одна на другую:

В дальнейшем развитии II части важную роль будет играть поначалу второстепенный мелодико-ритмический элемент главной партии — восходящий мотив из ломаных терций в пунктирном ритме (соотношение в котором — шестнадцатая с точкой и тридцатьвторая). Развитие этого мотива обнаруживается и в пространной связующей партии, и в разработке.

Побочная партия в экспозиции прозвучит в си-бемоль мажоре. Этот очень изящный и нежный образ складывается из интонации нисходящей кварты и заполняющих кварту грациозных нисходящих мотивов:

Моцарт в экспозиции показывает побочную в двух тесситурных и тембровых обликах: первое проведение во второй октаве у скрипок и альтов, второе — в первой октаве уже у всех струнных, фагота и кларнета.

Разработка посвящена развитию мотивов главной партии. Драматичные события развивающего раздела сонатного allegro сменяются мирной идиллической атмосферой репризы.

В.А. Моцарт. Симфония соль минор. 2 часть

III часть — Allegro. Менуэт возвращает основную тональность симфонии — соль минор. Он отличается от традиционной трактовки жанра: здесь это очень волевой и мужественный танец. Менуэт написан в трёхчастной форме с репризой da capo.

Тема основного раздела привлекает внимание интересным ритмическим рисунком — залигованные длительности между первым и вторым, четвёртым и пятым тактами (синкопы) со­общают изысканному танцу мужественность и энергию. В ос­новном разделе менуэта использованы все оркестровые тембры:

Трио значительно контрастирует с основным разделом менуэта. Это происходит и благодаря смене лада на одноимённый соль мажор, и более прозрачному, разреженному» характеру фактуры. Чередуются двух и трёхголосные реплики струнных, деревянных, медных духовых:

Возникает чудесная пасторальная ( Пастораль — от французского pastorale — пастушеский. Жанр в искусстве, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь) зарисовка, оттеняющая основной драматичный и даже мрачноватый колорит Менуэта.

В.А. Моцарт. Симфония соль минор. 3 часть.

IV часть — Allegro assai. Главная партия финала сразу задаёт определённый характер всей части. Мелодия буквально взмывает вверх по звукам аккорда, эта фраза напоминает вопрос. А ответ — кружащийся терцовый мотив, сопровождаемый повторяющимся аккордовым оборотом:

Очень напористый, энергичный и в то же время драматичный характер главной партии распространяется и на связующую, такую же энергичную и бурную. Как и в I части, в экспозиции финала происходит отклонение в параллельную тональность — си-бемоль мажор, в которой звучит побочная. Она создаёт более спокойное, светлое настроение, нежели главная партия, хотя темп и ритмическая пульсация не меняются:

Изящные форшлаги в верхнем голосе придают особое очарование побочной партии. Завершается экспозиционный раздел финала заключительной партией, основанной, как эго уже было и I части, на мотивах главной партии.

На этом сходство двух крайних частей сонатно-симфонического цикла не исчерпывается. В разработке основные события связаны с мотивами главной партии. Благодаря их изменениям, полифоническим приёмам развития эмоциональный накал возрастает.

Но в репризе всё поначалу напоминает экспозицию: главная партия звучит аналогично своему первому появлению. Побочную же, как и в репризе I части, ждёт ладовое и образное переосмысление: тема перенесена в основную тональность — соль минор. Из-за этого жизнерадостное начало, которое было свойственно побочной партии в экспозиции, сменяется теперь на печальный и сдержанный характер звучания:

Несмотря на такие образные изменения, интенсивность темпа остаётся прежней. Завершается финал так же, как и начинался — драматично, бурно. Эта часть оказывается самой дина-мичной и насыщенной событиями в симфонии № 40.

Симфония соль минор Моцарта по своему эмоциональному наполнению выходит за рамки традиционного понятия «классицизм». Тот задушевный лиризм, бунтарство, драматические моменты, которые содержатся в ней, характерны уже для романтизма. Безусловно, данное сочинение оказало значительное влияние на творчество Бетховена и, позднее, на нашего великого соотечественника П.И. Чайковского.

В.А. Моцарт. Симфония соль минор. 4 часть.

Видео для подготовки к викторине

Добавить комментарий