Фортепианное творчество С.В. Рахманинова.
Ведущими жанрами русских композиторов от Глинки до Римского-Корсакова и Чайковского были опера, симфония и романс. Сольные фортепианные пьесы – на периферии творческих интересов. Правда, были отдельные успехи: «Маленькая сюита» Бородина, «Картинки с выставки» Мусоргского, «Времена года» Чайковского. С 1890-х гг. картина меняется. В творчестве Лядова, Аренского, Глазунова, Танеева идут активные поиски в этом жанре. Но качественно картина меняется в начале ХХ в. Место сольных фортепианных пьес в иерархии жанров русской музыки становится вровень с ведущими жанрами благодаря Скрябину, Рахманинову, Метнеру, позже – Мясковскому, Прокофьеву.
Рахманинов как пианист и фортепианный композитор принёс нового героя – мужественного, волевого, сдержанно-сурового, обобщая лучшие черты интеллекта того времени. Этот герой лишён раздвоенности, мистики, он выражает тонкие, благородные, возвышенные чувства. Также Рахманинов обогатил русскую фортепианную музыку новыми темами: трагической, национально-эпической, пейзажной лирикой, очень широким спектром лирических состояний, русской колокольностью.
Наследие композитора в фортепианном жанре можно условно разделить на две группы:
- 1 группа – крупные произведения: 4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини», 2 сонаты, Вариации на тему Корелли.
- 2 группа – пьесы для ф-но solo. Ранние: ор. 3 пьесы-фантазии, ор. 10 салонные пьесы, музыкальные моменты ор. 16. Зрелые: прелюдии ор. 23 и ор. 32, этюды-картины ор. 33 и ор. 39, концертная полька, транскрипции собственных романсов и сочинений других авторов.
Рахманинова называют одним из самых выдающихся композиторов-мелодистов. Сам композитор говорил: «Я хотел бы спеть тему на фортепиано так, как её спел бы певец». Тончайшие, одухотворенные мелодии Рахманинова опираются на национальные музыкальные традиции –протяжные песни, старинную церковную музыку.
Отличительной чертой рахманиновских мелодий является яркая образность и эмоциональность, гибкая динамика и неисчерпаемое богатство оттенков.
О процессе создания фортепианных произведений композитор отзывался так: «…Я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила передо мной больше проблем, чем симфония или концерт… В конце концов, сказать то, что вы имеете сказать, и сказать это кратко, ясно, немногословно – вот самая трудная задача, стоящая перед художником».
Одним из самых любимых композитором фортепианных жанров стал жанр прелюдии. Рахманинов обращался к этому жанру дважды, создав 10 прелюдий соч. 23 (1903 год) и 13 прелюдий соч. 32 (1910 год). Интересно, что вместе с юношеской до диез минорной прелюдией эти два цикла составили в сумме большой цикл из 24 пьес во всех тональностях.
Традиционно прелюдия представлялась в связи с двумя путями существования:
- как вступление к фуге (в циклах, например, И.С.Баха);
- миниатюра (в творчестве Шопена, Лядова).
В творчестве Рахманинова появляется третье направление в жизни жанра:
— самостоятельная масштабная пьеса.
В циклах прелюдий наблюдается сочетание трех начал: лирики, эпики и драматизма. Они охватывают широкий круг образов, отличаются виртуозностью, блеском, развернутостью форм, монументальностью; программных названий не имеют.
«Шесть музыкальных моментов» (1896) — воплощение рахманиновской идеи утверждения оптимистического начала. Поначалу создавались как отдельные произведения, затем были объединены в цикл по принципу развития образа от мрака к свету. Пиком мрака и трагедии выступает №3; далее путь развития образа проходит через бурное волнение в №4 – к лирике в №5, с достижением кульминации (торжество света) в №6.
Концерты для фортепиано с оркестром
До Рахманинова жанр фортепианного концерта был реализован в творчестве Балакирева, Рубинштейна, Чайковского, но ни у кого не был определяющим. У этого композитора же этот жанр стал одним из важнейших, вобрав весь образный мир его творчества. Одной из главнейших черт является единство трех начал в его концертах (как и в прелюдиях): лирического, эпического и драматического.
Фортепианные концерты С.В.Рахманинова можно назвать своеобразным итогом его творчества: они обобщили то, что накапливалось композитором в прелюдиях, симфониях, т.д. Это, главным образом, —
- монументальность,
- концертность,
- виртуозность.
Он симфонизирует свои 4 концерта, отмечающие важнейшие вехи творчества, подхватывая эту традицию от Чайковского.
К началу 19 века сложилось два типа концертов: виртуозный, в котором главную роль
играл солист, а оркестр ему аккомпанировал и симфонический, построенный на соперничестве солиста и оркестра.
Концерт №2 симфонический, (т.к. велика роль оркестра, две части написаны в форме сон. аллегро, произведение масштабное)
Концерт по жанру близок поэме – лирический характер произведения, интонационное родство тем, единство частей (все части связаны модуляционными переходами.
Провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье. В течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе. Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему.
Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. Второй концерт стал одним из самых популярных произведений фортепианной литературы и вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Его исполняли и записывали сам Рахманинов, Владимир Горовиц (записей нет), Святослав Рихтер, Артур Рубинштейн, Владимир Ашкенази, Николай Петров.
В этом произведении раскрылся мелодический дар Рахманинова, концерт изобилует множеством прекрасных тем. Рахманинов замечательный пианист. Концерт – труднейшее сочинение в фортепианном репертуаре, требующее владения всеми видами техники.
Второй концерт для фортепиано с оркестром до минор, op. 18, был написан Сергеем Рахманиновым в 1900 году и впервые полностью исполнен в Москве 27 октября 1901 года автором с оркестром под управлением А. И. Зилоти. Продолжительность произведения — 35минут.
Концерт написан в традиционной форме сонатно-симфонического цикла. В нём три части (вторая и третья исполняются без перерыва):
Первая часть концерта Moderato написана в форме сонатного аллегро, это исток всего дальнейшего музыкального развития.
В основе части лежат две темы, обе широко распевные, свободные, но различные по выразительной окраске. Первая – суровая и мужественная, динамичная, ведущая мелодическая роль в ней принадлежит оркестру. Вторая – светлая, лирическая и мечтательная, излагается у солирующего фортепиано.
1 Часть открывается Вступлением у солирующего фортепиано: аккорды в верхнем и среднем регистрах, которым отвечает низкий звук фа контроктавы, в нарастающей динамике. Тяжелые аккорды подобны раскатам колокола. «Во весь рост встает Россия»
Затем звучит Главная тема – образ суровой мужественной силы, маршеобразная по характеру, мелодия разворачивается неторопливо. Появляется и развивается в оркестре на фоне мощных волнообразных фигураций солирующего фортепиано. Широкая, русская по складу –суровая мужественность, страстный порыв. фортепианными фигурациями и изложением у струнных и кларнетов.
В связующей темп ускоряется. Бег восьмых обрывается аккордами, в которых отчетливо слышна начальная интонация – до-ре-до.
Побочная тема в параллельной тональности ми-бемоль мажор наполнена спокойствием и лиризмом. Прекрасная вдохновенная мелодия льется широко и свободно. Восточный колорит (Бородин) П.п излагается солирующим фортепиано.
Заключительная партия. У рояля россыпь шестнадцатых, у оркестра – грозная фраза медных духовых.
Разработка начинается Главной партией в оркестре. В разработке развиваются не только главная и побочная, но прежде всего новая тема выросшая из побочной партии и получившая самостоятельное развитие.
Этот токкатный мотив становиться основным в партии солиста. Мощное нарастание приводит к динамической репризе. Это кульминация 1 части : у рояля скандирующий токкатный мотив, у оркестра мощно звучит Главная партия.
Кода строится на токкатном мотиве, который приобретает возвышенно-созерцательный характер. Легчайшие, тающие пассажи ф-но и три аккорда, завершают 1 часть.
Вторая часть – Adagio sostenuto – лучший образец светлой, поэтической лирики. Музыка напоена теплом и светом. Медленные аккорды оркестра – модуляция из до минора в Ми мажор (дал.тональность). При довольно значительной продолжительности звучания вся она построена на одной теме. Основную темы начинает флейта, затем подхватывает кларнет.
Второй раздел –страстный пафос, звучит взволновано. Ускорение темпа приводит к двум сольным каденциям солиста. Единство и выдержанность эмоционального колорита подчеркивается остинатностью непрерывно текучего ритмического фона. Две волны кульминации в среднем разделе части ускоряют общее движение, оживляют ритмические фигуры. Бурный поток пассажей – каденция плавно «вливается» в репризу.
Финал – Allegro scherzando – тематически перекликается с Первой частью. Форма сонатное аллегро. Энергия, стремительное движение. Интонационная связь с 1 частью.
В теме главной партии соединяются черты марша и скерцо (шутки).
Побочная тема – по аналогии с Первой частью – лирическая, но более сжатая, излагается сначала у оркестра, позже у фортепиано.
Главный идейный вывод приходится на коду, которая приобретает значение обобщающего, синтезирующего эпилога ко всему произведению. Рахманинов здесь использовал прием превращения лирического образа в гимн: мощное, торжествующее проведение темы побочной партии воспринимается как воспевание красоты и величия человека.
Кода звучит как величавый гимн, воспевающий радость жизни. В основе коды – преображенная Побочная партия. Она проходит у оркестра, в сопровождении колокольных аккордов рояля в До мажоре.
Три части концерта сливаются в художественное целое – тематическое родство между отдельными частями концерта – сходство ритма и отдельных интонаций.
Пианисты такого масштаба как Рахманинов рождаются раз в 100 лет. Рахманинов-пианист был кумиром концертной аудитории, покоривший весь мир. Дал 25 концертных сезонов. На гастроли возил рояль в прицепном вагоне, в Японию возил два рояля.
Вокальное творчество
Особое место в творчестве композитора занимают романсы. В них Рахманинов предстает другой стороной своего творческого облика.
Романсы Рахманинова по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов (считая юношеские, не опубликованные при жизни композитора). Большинство их сочинено на тексты русских поэтов-лириков второй половины XIX и рубежа XX веков и всего лишь немногим более десятка – на слова поэтов первой половины XIX века (Пушкина, Кольцова, Шевченко в русском переводе и др.).
Обращаясь зачастую к стихотворениям невысокого поэтического достоинства, Рахманинов “прочитывал” их по-своему и в музыкальном воплощении придавал им новый, неизмеримо более глубокий смысл. Романс он трактовал как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений. Эпические, жанрово-бытовые, комедийные или характеристические образы у него почти не встречаются.
Романсы лирико-пейзажного характера образуют одну из важнейших по художественной ценности областей вокальной лирики Рахманинова. Пейзажный элемент или сливается с основным психологическим содержанием или, напротив, контрастирует последнему. Некоторые из этих произведений выдержаны в прозрачных, акварельных тонах, проникнуты спокойным, созерцательным настроением и отличаются исключительной тонкостью и поэтичностью.
Одним из первых таких романсов в творчестве молодого Рахманинова был “Островок” на стихи английского поэта-романтика П. Шелли в переводе К. Бальмонта
Наиболее совершенные и тонкие романсы, связанные с образами природы, были созданы композитором в зрелом периоде. Это – “Сирень”, “Здесь – хорошо”, “У моего окна”. Они входят в цикл романсов соч. 21, появившийся почти одновременно с прелюдиями соч. 23 и Вторым концертом и обладающий теми же высокими достоинствами: глубиной содержания, изяществом и отточенностью формы, богатством выразительных средств.
“Сирень” (слова Ек. Бекетовой) – одна из самых драгоценных . Жемчужин рахманиновской лирики. Музыка этого романса отмечена исключительной естественностью и простотой, замечательным слиянием лирического чувства и образов природы, выраженных посредством тонких музыкально-живописных элементов. Вся музыкальная ткань романса певуча, мелодична. Спокойные, распевные вокальные фразы непринужденно льются одна за другой.
В нескольких романсах Рахманинова обнаруживается связь с народной песней и городской бытовой музыкой.
Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает гениальный “Вокализ”, написанный в 1915 году. Он примыкает к романсам композитора, в истоках своих связанным с русской песенностью. Элементы народного песенного стиля органично вливаются здесь в мелодику, отмеченную яркой индивидуальностью.
О связи “Вокализа” с русской протяжной песней говорит широта мелодии, неторопливый и, как кажется, “бесконечный” характер ее развития. Плавности и текучести движения способствует отсутствие строгой повторности и симметрии в строении и последовательности фраз, предложений, периодов (“Вокализ” написан в простой двухчастной форме). Музыка столь выразительна, столь содержательна, что композитор счел возможным отказаться от поэтического текста. “Вокализ” хочется назвать русской “песней без слов”.
Как своеобразное продолжение жанра “восточной песни”, характерного для творчества русских композиторов первой половины XIX века и кучкистов, может рассматриваться романс “He пой, красавица, при мне” (слова А. С. Пушкина) – подлинный шедевр вокальной лирики Рахманинова а 90-х годов. Основная тема романса, задумчивая и печальная, сначала появляется в фортепианном вступлении, где она изложена как завершенная песенная мелодия. Однообразно повторяющееся ля в басу, хроматически-нисходящее движение средних голосов с красочными сменами гармоний придают музыке вступления восточный колорит.
В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих, созерцательных настроений. Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. Тогда рождаются романсы виртуозного характера, отличающиеся широтой формы, сочностью и густотой красок, блеском и сложностью фортепианного изложения.
В таком стиле Рахманиновым написан романс “Весенние воды” (слова Ф. И. Тютчева). Это музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, радостно ликующих чувств. В вокальной партии господствуют призывные мелодические обороты: мотивы, построенные на звуках мажорного трезвучия, энергичные восходящие фразы, заканчивающиеся энергичным скачком. Их волевой характер усиливается пунктирными ритмическими фигурами. Блестящая, можно сказать, концертирующая, партия фортепиано очень содержательна и играет чрезвычайно важную роль в создании общего, жизнеутверждающего характера произведения и его живописного, картинного облика. Уже вступительная фраза фортепианной партии – в бурно взлетающих пассажах, в экспрессивном звучании увеличенного трезвучия – воссоздает атмосферу весны, рождая музыкальный образ пенящихся весенних потоков.
Вокальные произведения Рахманинова (как и его современника Метнера) завершают историю русского классического романса дореволюционного времени.