С.С. Прокофьев. Балет “Ромео и Джульетта “

Балет «Ромео и Джульетта» написан Прокофьевым в 1935—1936 годах. Либретто разработано композитором совместно режиссером” С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М.Кирова).

Балет «Ромео и Джульетта» написан Прокофьевым в 1935—1936 годах. Либретто разработано композитором совместно режиссером” С. Радловым и балетмейстером Л. Лавровским (Л. Лавровский и осуществил первую постановку балета в 1940 году в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М.Кирова).

Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского балета. Это выразилось в большой этической значимости избранной темы, в отражении глубоких человеческих чувств, в развитой симфонической драматургии балетного спектакля. И вместе с тем балетная партитура «Ромео и Джульетты» была такой необычной, что потребовалось время для «вживания» в нее. Возникла даже ироническая поговорка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». Лишь постепенно все это сменилось восторженным отношением артистов, а затем и публики к музыке.

О том, насколько непривычной была для артистов музыка балета Прокофьева, рассказывает в своих воспоминаниях о композиторе Г. Уланова: «В начале… нам было трудно создавать его (балет), так как музыка казалась непонятной и неудобной. Но чем больше мы в нее вслушивались, чем больше мы работали, искали, экспериментировали, тем ярче вставали перед нами образы, рождавшиеся из музыки. И постепенно пришло ее понимание, постепенно она становилась удобной для танца, хореографически и психологически ясной»

С. С. Прокофьев первым воплотил в балете трагедию В. Шекспира – легендарную историю о любви, о противопоставлении добра и зла, о роковой вражде между двумя семьями, дикость средневекового уклада жизни, приведшей к гибели главных героев.

Строение: Три действия с прологом и эпилогом.

Драматургия: Основана на балетных, симфонических, кинематографических принципах:

  • Балетные принципы: три акта с эпилогом, девять картин, номерная струк­тура. Жанровые сцены (массовые танцы) чередуются с лирическими (сольными), драматическими номерами;
  • Симфонические принципы: непрерывное сквозное развитие. Лейтмотивная система (темы Джульетты, любви, вражды, напитка и т. д.). Некоторые из них преображаются, видоизменяются в процессе развития;
  • Кинематографические принципы: контрастность, мозаичность.

Действующие лица:

  • Парис – молодой дворянин, жених Джульетты.
  • Муж и жена Капулетти, их дочь Джульетта.
  • Тибальд, племянник Капулетти.
  • Муж и жена Монтекки, их сын Ромео.
  • Меркуцио и Бенволио, друзья Ромео.
  • Лоренцо, монах.

Образ Джульетты:

  • Образ Джульетты – самый сложный образ в балете.
  • В номере «Джульетта-девочка» представлен характер и облик героини, трансформация характера, предсказана её дальнейшая судьба.
  • Три темы Джульетты, раскрывающие её характер, так же, как и темы любви, легли в основу симфонического развития балета: первая – изящная, шаловливая; вторая элегантная и напевная; третья звучит как неясное предчувствие, лирическое томление.

1 действие

Сцена №1 Вступление начинается с темы любви – светлой и скорбной; знакомство с основными образами.

1 действие. Вступление

Сцена №3“Улица просыпается” – скерцо – на мелодии танцевального склада, секундные синкопы, различные тональные сопоставления придают остроту, озорство, как символ здоровья, оптимизма.

1 действие.1 картина Улица просыпается

Сцена №10 “Джульетта-девочка”. Музыка написана в форме Rondo: 1 тема – Лёгкость и живость темы выражена в простой гаммаобразной “бегущей” мелодии, и, что подчёркивает её ритм, остроту и подвижность, завершается сверкающим кадансом T-S-D-T. 2 тема – Изящество передано в ритме гавота (нежный образ Джульетты-девушки) – кларнет звучит игриво и насмешливо. 3 тема – отражает тонкий, чистый лиризм – как самую значительную “грань” её образа (изменение темпа, фактуры, тембра – флейты, виолончели) – звучит очень прозрачно

Сцена №13 “Танец рыцарей” – развёрнутая сцена, написанная в форме Rondo, групповой портрет – обобщающая характеристика феодалов (как характеристика семейства Капулетти и Тибальда).
Refren – скачущий пунктирный ритм в арпеджио, в сочетании с мерной тяжёлой поступью баса создаёт образ мстительности, тупости, заносчивости – образ жестокий и неумолимый;1 эпизод – тема вражды; 2 эпизод – танец подруг Джульетты; 3 эпизод – Джульетта танцует с Парисом – хрупкая, утончённая мелодия.

2 действие

Сцена №28 “Ромео у патера Лоренцо “сцена венчания – портрет патера Лоренцо – человека мудрого, благородного, охарактеризованного хорального склада темой, отличающейся мягкостью и теплотой интонаций.

Тонко раскрыт образ Патера Лоренцо – ученого-гуманиста, покровителя влюблённых,
надеющегося, что их любовь и брачный союз примирит враждующие семьи. В его музыке нет церковной святости, она подчёркивает мудрость, доброту, любовь к людям.

2 действие. Сцена венчания.

3 действие

Сцена №39 “Прощание перед разлукой” – небольшой дуэт полон сдержанного трагизма – новая мелодия. Звучит тема прощания, выражающая и роковую обречённость и живой порыв.

3 действие. Сцена Прощание перед разлукой.

Премьера балета прошла лишь спустя три года после написания — в декабре 1938-го. Не в Москве и не Петербурге, а в чехословацком городе Брно. Балет поставил хореограф Иво Псота, он же танцевал и партию Ромео. Роль Джульетты исполнила чешская танцовщица Зора Шемберова.

Премьера «Ромео и Джульетты» в СССР прошла в Ленинграде — на сцене Театра имени Кирова. Главные партии исполнил звездный балетный дуэт 1930–40-х годов — Галина Уланова и Константин Сергеев. Роль Джульетты в танцевальной карьере Улановой считается одной из лучших. Оформление спектакля соответствовало громкой премьере: декорации для него создал известный театральный художник Петр Вильямс. Балет переносил зрителя в изысканную эпоху Ренессанса со старинной мебелью, гобеленами, плотными дорогими драпировками. Постановка была удостоена Сталинской премии.

Произведения из «Ромео и Джульетты», которые названы музыковедом Гиви Орджоникидзе балетом-симфонией, часто звучат на концертах классической музыки. Популярными и самостоятельными стали номера «Джульетта-девочка», «Монтекки и Капулетти», «Ромео и Джульетта перед разлукой», «Танец антильских девушек».

“Ромео и Джульетта” Прокофьева – это богато развитая хореографическая драма с обилием чётких музыкальных портретов-характеристик. Либретто сжато и убедительно в нём сохранена основная последовательность сцен. В музыке Прокофьев дает современные представления о старине (эпоха описываемых событий – Италия, Верона, XV век).

Балет “Золушка”

Добавить комментарий