Фортепианное творчество С.С. Прокофьева

Фортепианные произведения Сергея Прокофьева — одна из наиболее интересных страниц его творчества. Известно, что композитор был исключительно своеобразным пианистом-виртуозом, что он замечательно ощущал особенности фортепиано.


Прокофьев сочинял для фортепиано, за небольшими исключениями, всю свою творческую жизнь. В фортепианном творчестве очень ярко проявился его авторский стиль. Его первые фортепианные опусы относятся еще к детским и отроческим годам, а последние сочинялись в период тяжелой болезни, накануне самой смерти.

Вклад композитора в фортепианную музыку огромен: 5 концертов с оркестром, 9 сонат, 3 сонатины, около 75 оригинальных пьес (в том числе 6 фортепианных циклов: «Детская музыка», «Сказки старой бабушки», «Мимолётности», «Сарказмы» и др.) и 50 транскрипций, главным образом своих же оркестровых произведений.


Фортепианной музыке Прокофьева присущи свет и радость, юношеский задор и энергия, а так же глубоко лирические черты. Дерзкие марши, гротесковые и шуточные скерцо, сказочно фантастические и токкатные образы, образы лирические и хрупкие возникли впервые в фортепианных пьесах композитора.

В значительной части своих произведений Прокофьев опирается на основы, заложенные в народном песенном творчестве, и традиции композиторов «Могучей кучки». Не случайно композитор Д. Шостакович говорил о «врожденном чувстве русской народной интонации» в творчестве Прокофьева. В немалой степени он воспринял и ряд черт европейской музыкальной классики XVIII и начала XIX веков, в особенности творчества Гайдна и раннего Бетховена. Но всегда Прокофьев оставался верен своему творческому принципу: опираться на традиции лишь для дальнейшего движения вперед, новаторски переосмысливать их и оставаться до конца художником своего времени, своего народа. «Только взяв прицел вперед, в завтрашний день, вы не останетесь позади, на уровне вчерашних требований», – писал композитор.

Прокофьев в России определил лицо мирового пианистического искусства современности. Цикл фортепианных миниатюр «Сарказмы» op. 17 представляет собой один из этапов становления стиля композитора. Особенно характерна для стиля Прокофьева калейдоскопичность образов представленных в цикле. Проносятся гротескные образы – саркастической иронии, насмешливого юмора, злого озорства. Музыкальный язык Прокофьева в данном произведении – яркий образец композиторской техники 20 века, в частности современного гармонического стиля, широко использующего новые выразительные возможности.

За период 1906—1913 годов Прокофьев написал несколько разнообразных пьес, впоследствии объединенных им в цикл. Это Десять пьес ор. 12.

Здесь и чуть рассудочная «Мазурка», и поэтичная, задумчивая «Легенда»; остроумное «Юмористическое скерцо» и изящное «Каприччио»; стилизованный под старину «Гавот» и остро шутливые «Ригодон» и «Марш»; легко, арфообразно журчащий «Прелюд» и грузная «Аллеманда»; наконец — завершающее цикл — виртуозное, блестящее «Скерцо».

Прелюд До мажор
Юмористическое Скерцо

Фортепианное творчество Прокофьева поражает сочетанием резко контрастных черт: жёсткие ритмические “конструкции” – и мелодико гармоническая красочность; суховатые, прозаические пассажи – и богатейшие фантазийные эпизоды; простота, доводимая до нарочитого примитива” – и утончённость, своеобразная элегантность. В этом совмещении, казалось бы, несовместимого – одна из характернейших черт стиля Прокофьева, которая в полной мере отразилась и в его фортепианных сочинениях

Добавить комментарий