Франц Шуберт (1797-1828)

«Воистину в Шуберте живёт божественная искра».
Л. ван Бетховен

Ф. Шуберт – великий австрийский композитор лирического дарования, один из первых композиторов-романтиков.


Расцвет творчества Ф. Шуберта приходится на 20-е годы XIX века,
когда всё передовое, революционное подвергалось гонениям. О высоких идеях Великой французской революции – свободе, равенстве, братстве – нельзя было даже упоминать.

31 января
1797 г.
Родился в предместье Вены Лихтенталь.
Отец – школьный учитель.
Обучался игре на скрипке у отца; игре на органе и гармонии у брата Игнаца и
регента Михаэля Хольцера.
1808 г.Поступил в конвикт – школу-интернат, где учились гимназисты и хористы
Придворной капеллы.
Игра в оркестре, дирижирование.
1811 г.Первые сочинения: песни, соната, инструментальные ансамбли, пьесы и др.
1812 г.Уроки композиции у Антонио Сальери.
1813 г.Начало работы над первой оперой «Рыцарь зеркала».
Уход из конвикта из-за плохой успеваемости по точным наукам.
1814 г.Окончание десятимесячных педагогических курсов.
Работа шестым помощником учителя в школе отца.
Первый успех и признание в связи с исполнением мессы к столетию
лихтентальской церкви.
1815 г.Написаны 144 песни, 5 опер, 2 симфонии, 2 мессы.
Среди песен – баллада «Лесной царь» и песня «Маргарита (Гретхен) за
прялкой» (обе на стихи И. В. Гёте).
1816 г.Сочинение симфоний № 3, № 4, квартетов, песен.
1817 г.Знакомство со знаменитым певцом Михаэлем Фоглем.
1818 г.Работа учителем музыки.
Поездка в поместье Желиз в летнюю резиденцию графа Миклоша Иосифа
Эстергази.
Разрыв с отцом. Отказ работать школьным учителем.
Бедственное положение.
Организация творческих вечеров («Шубертиад»), где исполнялась новая
музыка, читались стихи, обсуждались проблемы мира искусства.
На вечерах собирались друзья композитора: И. Шпаун, А. Штадлер,
Ф. Шобер, И. Зенн; художники М. Швинд и Л. Купельвизер, поэты И. Майрхофер и Ф. Грильпарцер, композитор И. Хюттенбрюннер.
Домашние концерты у сестёр Фрелих и братьев Зоннлейтнеров.
1819 г.Летняя совместная поездка с М. Фоглем в Верхнюю Австрию.
Пишет «Форельный» квинтет, героико-романтическую оперу «Альфонсо и Эстрелла», оперу «Фьерабрас», зингшпиль «Заговорщики или Домашняя
война».
1822 г.Примирение с отцом. Возвращение домой.
Пишет Фантазию для фортепиано «Скиталец», Большую мессу, Симфонию
№ 8 («Неоконченную»).
1823 г.Пишет вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» на стихи немецкого поэта
В. Мюллера.
Вторая поездка с М. Фоглем в Верхнюю Австрию.
Распад «Шубертиад».
Тяжёлая болезнь.
1824 г.Вторая поездка в поместье «Желиз».
1825 г.Последняя поездка с М. Фоглем в Верхнюю Австрию.
Успех у публики. Создание песни «Аве Мария».
1827 г.Пишет вокальный цикл «Зимний путь» на стихи немецкого поэта В. Мюллера.
Поездка в город Грац по приглашению любителя музыки Пахлера.
1828 г.Первый авторский концерт в Вене.
Признание. Новые планы. Впервые Ф. Шуберт купил себе фортепиано.
Пишет Симфонию до мажор, вокальный цикл «Лебединая песнь» на стихи поэтов Л. Рельштаба, Г. Гейне, И. Зайдла (издан посмертно).
26 марта
1828 г.
Смерть композитора.
Ф. Шуберт похоронен рядом с Л. Бетховеном в Вене.
Надгробная надпись, сделанная поэтом Ф. Грильпарцером: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды»
  • Шуберт стал поистине одной из самых трагических фигур в истории музыки. Его жизнь была тяжёлой и безрадостной, полной лишений и страданий. Она оборвалась в молодом возрасте – в 31 год, именно в то время, когда композитор ещё мог творить и радовать мир своими произведениями.
  • Длительное время после его смерти не удавалось собрать рукописи воедино. Некоторые из них были утеряны, увы, навсегда, другие же находились у многочисленных друзей и родственников автора.
  • Большинство инструментальных произведений Ф. Шуберта, созданных на заре романтизма, на широкой концертной эстраде зазвучало только со второй половины XIX века.

Образы и темы:

  • Композитор передаёт душевное состояние простого «маленького» человека: его переживания, любовь, страдание, скитальчество, одиночество.
  • Образы природы, созвучные настроению, состоянию героя.

Жанры:

  • Ф. Шубертом написаны свыше 1500 произведений, охватывающих многие музыкальные жанры. Композитор вошёл в историю в первую очередь как создатель песен и песенных циклов.
  • Более шестисот песен, три вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» и «Лебединая песня».
  • Восемь симфоний. Самые известные: лирико-драматическая «Неоконченная» (си минор), лирико-эпическая до мажор.
  • Восемнадцать произведений для музыкального театра. Среди них: две оперы, семь зингшпилей.
  • Более четырёхсот танцев (вальсы, лендлеры, экосезы и т.д.).
  • Множество камерно-инструментальных сочинений. Среди них – фортепианная фантазия «Скиталец», квинтет «Форель».

Истоки музыкального языка:

  • Народная песня (интонации австро-немецкой песни Lied), йодли (резкие скачки в мелодии, имитирующие эхо в горах), народный танец, итальянская кантилена.
  • Музыка венских классиков: Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена.

Гармония:

  • Опираясь на классическую функциональную гармонию, Ф. Шуберт использует красочные сопоставления тональностей (VI минорная), мажоро-минор, неожиданные модуляции, хроматические гармонии, диссонирующие задержания.

Новаторство:

  • Проникновение жанра песни в область симфонии, камерную музыку.
  • Создание нового типа романтической симфонии и инструментальной миниатюры: музыкального момента и экспромта.

Узнать больше о жизни и творчестве композитора, можно посмотрев следующие видео

Добавить комментарий