«Воистину в Шуберте живёт божественная искра».
Л. ван Бетховен
Ф. Шуберт – великий австрийский композитор лирического дарования, один из первых композиторов-романтиков.
Расцвет творчества Ф. Шуберта приходится на 20-е годы XIX века,
когда всё передовое, революционное подвергалось гонениям. О высоких идеях Великой французской революции – свободе, равенстве, братстве – нельзя было даже упоминать.
31 января 1797 г. | Родился в предместье Вены Лихтенталь. Отец – школьный учитель. Обучался игре на скрипке у отца; игре на органе и гармонии у брата Игнаца и регента Михаэля Хольцера. |
1808 г. | Поступил в конвикт – школу-интернат, где учились гимназисты и хористы Придворной капеллы. Игра в оркестре, дирижирование. |
1811 г. | Первые сочинения: песни, соната, инструментальные ансамбли, пьесы и др. |
1812 г. | Уроки композиции у Антонио Сальери. |
1813 г. | Начало работы над первой оперой «Рыцарь зеркала». Уход из конвикта из-за плохой успеваемости по точным наукам. |
1814 г. | Окончание десятимесячных педагогических курсов. Работа шестым помощником учителя в школе отца. Первый успех и признание в связи с исполнением мессы к столетию лихтентальской церкви. |
1815 г. | Написаны 144 песни, 5 опер, 2 симфонии, 2 мессы. Среди песен – баллада «Лесной царь» и песня «Маргарита (Гретхен) за прялкой» (обе на стихи И. В. Гёте). |
1816 г. | Сочинение симфоний № 3, № 4, квартетов, песен. |
1817 г. | Знакомство со знаменитым певцом Михаэлем Фоглем. |
1818 г. | Работа учителем музыки. Поездка в поместье Желиз в летнюю резиденцию графа Миклоша Иосифа Эстергази. Разрыв с отцом. Отказ работать школьным учителем. Бедственное положение. Организация творческих вечеров («Шубертиад»), где исполнялась новая музыка, читались стихи, обсуждались проблемы мира искусства. На вечерах собирались друзья композитора: И. Шпаун, А. Штадлер, Ф. Шобер, И. Зенн; художники М. Швинд и Л. Купельвизер, поэты И. Майрхофер и Ф. Грильпарцер, композитор И. Хюттенбрюннер. Домашние концерты у сестёр Фрелих и братьев Зоннлейтнеров. |
1819 г. | Летняя совместная поездка с М. Фоглем в Верхнюю Австрию. Пишет «Форельный» квинтет, героико-романтическую оперу «Альфонсо и Эстрелла», оперу «Фьерабрас», зингшпиль «Заговорщики или Домашняя война». |
1822 г. | Примирение с отцом. Возвращение домой. Пишет Фантазию для фортепиано «Скиталец», Большую мессу, Симфонию № 8 («Неоконченную»). |
1823 г. | Пишет вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» на стихи немецкого поэта В. Мюллера. Вторая поездка с М. Фоглем в Верхнюю Австрию. Распад «Шубертиад». Тяжёлая болезнь. |
1824 г. | Вторая поездка в поместье «Желиз». |
1825 г. | Последняя поездка с М. Фоглем в Верхнюю Австрию. Успех у публики. Создание песни «Аве Мария». |
1827 г. | Пишет вокальный цикл «Зимний путь» на стихи немецкого поэта В. Мюллера. Поездка в город Грац по приглашению любителя музыки Пахлера. |
1828 г. | Первый авторский концерт в Вене. Признание. Новые планы. Впервые Ф. Шуберт купил себе фортепиано. Пишет Симфонию до мажор, вокальный цикл «Лебединая песнь» на стихи поэтов Л. Рельштаба, Г. Гейне, И. Зайдла (издан посмертно). |
26 марта 1828 г. | Смерть композитора. Ф. Шуберт похоронен рядом с Л. Бетховеном в Вене. Надгробная надпись, сделанная поэтом Ф. Грильпарцером: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды» |
- Шуберт стал поистине одной из самых трагических фигур в истории музыки. Его жизнь была тяжёлой и безрадостной, полной лишений и страданий. Она оборвалась в молодом возрасте – в 31 год, именно в то время, когда композитор ещё мог творить и радовать мир своими произведениями.
- Длительное время после его смерти не удавалось собрать рукописи воедино. Некоторые из них были утеряны, увы, навсегда, другие же находились у многочисленных друзей и родственников автора.
- Большинство инструментальных произведений Ф. Шуберта, созданных на заре романтизма, на широкой концертной эстраде зазвучало только со второй половины XIX века.
Образы и темы:
- Композитор передаёт душевное состояние простого «маленького» человека: его переживания, любовь, страдание, скитальчество, одиночество.
- Образы природы, созвучные настроению, состоянию героя.
Жанры:
- Ф. Шубертом написаны свыше 1500 произведений, охватывающих многие музыкальные жанры. Композитор вошёл в историю в первую очередь как создатель песен и песенных циклов.
- Более шестисот песен, три вокальных цикла: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» и «Лебединая песня».
- Восемь симфоний. Самые известные: лирико-драматическая «Неоконченная» (си минор), лирико-эпическая до мажор.
- Восемнадцать произведений для музыкального театра. Среди них: две оперы, семь зингшпилей.
- Более четырёхсот танцев (вальсы, лендлеры, экосезы и т.д.).
- Множество камерно-инструментальных сочинений. Среди них – фортепианная фантазия «Скиталец», квинтет «Форель».
Истоки музыкального языка:
- Народная песня (интонации австро-немецкой песни Lied), йодли (резкие скачки в мелодии, имитирующие эхо в горах), народный танец, итальянская кантилена.
- Музыка венских классиков: Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена.
Гармония:
- Опираясь на классическую функциональную гармонию, Ф. Шуберт использует красочные сопоставления тональностей (VI минорная), мажоро-минор, неожиданные модуляции, хроматические гармонии, диссонирующие задержания.
Новаторство:
- Проникновение жанра песни в область симфонии, камерную музыку.
- Создание нового типа романтической симфонии и инструментальной миниатюры: музыкального момента и экспромта.
Узнать больше о жизни и творчестве композитора, можно посмотрев следующие видео