Балет “Гаянэ”
История создания
- Осенью 1941 года А. И. Хачатурян приступает к работе над партитурой балета «Гаянэ».
- Этот балет стоит особняком не только в музыкальном наследии Арама Ильича, но и в истории балетного театра: он является ярким примером произведения искусства, созданного по политическому заказу.
- Балет «Гаянэ» – рекордсмен по количеству постановок. При этом каждый последующий либреттист менял сюжетную канву спектакля в угоду историческому моменту, а композитор, в свою очередь, перекраивал партитуру, чтобы она соответствовала новой драматургии.
- Но, при всех изменениях, балет принимался зрителями восторженно на всех сценах мира благодаря самобытности музыки, гармонично соединившей в себе классические основы и ярко выраженный национальный характер.
- Работа протекала в тесном содружестве с Ленинградским театром оперы и балета, находившимся в то время в Перми.
- Автор первого либретто – Константин Державин.
- Первый постановщик – Нина Анисимова.
- Первые исполнители главных партий – Наталья Дудинская (Гаянэ), Константин Сергеев (Армен).
- Премьера состоялась 3 декабря 1942 года и имела большой успех.
- В 1943 году за этот балет А. И. Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени, которую сразу же внёс в фонд Вооруженных Сил Советского Союза.
- Позже, на основе музыки к балету, композитор создал три оркестровые сюиты.
- В середине 1950-х годов к балету «Гаянэ» обратился Большой театр. На основе нового либретто Бориса Плетнёва Арам Ильич существенно изменил партитуру балета, переписав более половины прежней музыки.
Краткое содержание балета
Действие происходит в Армении в 1930-е годы.
Главные действующие лица: Ованес – руководитель колхоза; Гаянэ – дочь Ованеса; Армен – возлюбленный Гаянэ; Гико – соперник Армена.
События происходят в армянской деревне. Среди её жителей – юная красавица Гаянэ, в
которую влюблён Армен. Их любовь хочет разбить неудачливый соперник Армена Гико. Он
всеми силами старается завоевать расположение девушки. Это ему не удаётся, и он решается на месть. Гико устраивает похищение красавицы, но слух о злодеянии быстро расходится по всему селению. Возмущённые жители помогают Армену найти и освободить Гаянэ, а Гико вынужден спасаться бегством от презрения односельчан. Балет заканчивается весёлой свадьбой, на которой все танцуют и веселятся.
Особенности балета
- В современной версии балета от первоначального замысла остался только любовный треугольник Гаянэ, Армена и Гико.
- В балете композитор использовал лучшие номера из своего балета «Счастье».
- Балет «Гаянэ» отличается обилием мелодичных тем, основанных на народных интонациях и ритмах.
- Это произведение – глубоко народное по духу, цельное по музыкальному языку, отмеченное необыкновенной красочностью инструментовки.
- Музыка балета легла в основу трёх больших симфонических сюит, а отдельные номера сюит, например «Танец с саблями», приобрели мировую известность.
Лезгинка
Балет “Спартак”
История создания
- Идея создать балет «Спартак» пришла А. И. Хачатуряну в декабре 1941 года.
- Автор либретто Н. Волков при работе использовал подлинные исторические источники.
- Из трёх постановок балета самой талантливой оказалась постановка Юрия Григоровича на сцене Большого театра, премьера которой состоялась 9 апреля 1968 года.
- Классический танец в новой постановке, проникнутый глубокими чувством и мыслью, стал основным средством выразительности.
- Для каждого из четырёх главных героев (Спартака, его жены Фригии, римского патриция Марка Лициния Красса, куртизанки Эгины) балетмейстер создал развёрнутую танцевальную характеристику. Впервые затанцевали Спартак и Красс.
- В сюжете балета тесто сплетаются темы героизма, борьбы и преданной любви.
- В центре балета – героический образ Спартака – героя древней истории, который борется за свободу и независимость. Эта тема была особенно актуальна в условиях войны с фашистами.
- Музыка балета «Спартак» насыщена яркими образами, массовыми пышными сценами, где восточные мотивы переплетаются с европейскими, образуя единое целое.
- В 1960 году композитор создал четыре сюиты, куда вошли наиболее значительные фрагменты балета.
Краткое содержание балета
События спектакля развиваются в 73 -71 годах до н.э. в Римской империи. В центре балета образ римского раба-гладиатора Спартака, возглавившего восстание рабов, которое заканчивается смертью гладиатора.
В героическом сопротивлении угнетённых композитор увидел много общего с современной борьбой народов за свою независимость. В четырёх действиях балета А. И. Хачатурян показал столкновение основных противоборствующих сил – Спартака, гладиаторов и враждебного им аристократического мира римских патрициев во главе с Марком Лицинием Крассом.
Особенности балета
- Главная тема – обобщённое выражение духа эпохи и воплощаемых событий.
- В музыке балета переданы упоение патрицианского Рима роскошью и властью, трагедия рабства, столкновение человеческой судьбы, сотканной из мужественных порывов, любви, страданий, борьбы с неумолимостью окружающей жизни.
- Лучшие страницы «Спартака» сильнее всего воплощают душевные состояния героев.
- Музыка темпераментна, красочна, декоративна, в ней полыхают могучие страсти, и это воспринимается как романтический образ античного мира.
- В балете композитор проводит последовательный принцип сквозного тематизма, отражающего важнейшие эмоциональные состояния в развитии драмы героя.
- Тема любви героев – одно из художественных откровений А. И. Хачатуряна, не случайно Большое Адажио Спартака и Фригии принадлежит к жемчужинам отечественной симфонической музыки и пользуется широкой известностью.