Симфоническая музыка –существует почти три столетия. Музыкальные произведения, в которых композиторы в той или иной форме разъясняют слушателям их содержание.
Жанры симфонической музыки:
- Симфония
- Симфониетта
- Сюита
- Увертюра
- Симфонические поэмы
- Симфонические картины
- Симфонические фантазия
- Концерт.
Симфония –музыкальное произведение для симфонического оркестра.
СИМФОНИЯ –от греческого слова (symphonia) –созвучие, красивое сочетание звуков, тембров, голосов. Термин , возникший в Древне Греции, обозначал в Заподной Европе до появления жанра симфонии разнообразные вокально-инструментальные композиции. С XVII в. так называли инструментальные интермедии и вступления к опере. Свой классический облик симфония приобретает у представителей венской классической школы – Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.
Симфония, которая имеет четыре части–классическая.
Первая часть-быстрая, активная, иногда с медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме.
Вторая часть – медленная–обычно задумчивая, элегическая (посвящена мирным картинам природы).
Третья часть –менуэт, а позднее, у Бетховена –скерцо.
Четвертая часть–финал, итог всего цикла.
Встречаются симфонии и с меньшим и с большим количеством частей.
Симфония как самостоятельный музыкальный жанр возникла в конце XVIII–начале XIXвека. Иногда в симфонии используется хор, певцы-солисты.
Существуют симфонии и для струнного оркестра, духового оркестра и для оркестра народных инструментов.
Послушайте фрагмент. Й.Гайдн Симфонии №45 “Прощальная”
СИМФОНИЕТТА – появились в XIX в. (итал. sinfonietta, уменьшит. от sinfonia) – жанр симфонической музыки, отличающийся от симфонии меньшим масштабом цикла и оркестровым составом (малый симфонический или камерный оркестр). Для Cимфониетты характерна светлая, нередко народно-жанровая образность.
СЮИТА –от французского слова (suite) –ряд, последовательность.
Сюита -музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное, или вокально-хоровое) – циклическое инструментальное произведение из нескольких самостоятельных пьес, для которого характерны свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла.
Вначале в сюиту вошли четыре разнохарактерных танца. Иногда появлялись в сюите и нетанцевальные части-прелюдии, ария, каприччио, рондо.
Старинные сюиты писали многие композиторы. Наиболее известные сюиты И.С. Баха и Й. Генделя. Такие произведения писали и для отдельных музыкальных инструментов, и для небольших оркестровых составов.
Широко известны оркестровые сюиты П.И. Чайковского, сюиты для двух фортепиано С.В. Рахманинова. Другие носят программный характер, например “Каринки с выставки” М. Мусоргского.
Позднее появились сюиты из музыки к театральным спектаклям, кинофильмам. Например музыка к драматическому спектаклю – “Пер Гюнт” Э. Грига, из кинофильма – “Овод” Д. Шостаковича.
Послушайте. И.С. Бах Сюита для виолончели №1 I.Прелюдия.
УВЕРТЮРА –от французского слова (ouverture) –открытие, начало.
Увертюра –в опере исполняется при закрытом занавесе и в общих чертах рассказывает слушателям, какого рода спектакль развернется перед нами: с легкими переживаниями или серьезными, бурными или достаточно спокойными. Увертюра встречается не только в опере. С увертюры начинается оперетта, нередко драматический спектакль, кинофильм.
Послушайте Увертюру к кинофильму “Дети капитана Гранта” И. Дунаевского
СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА -жанр симфонической музыки, созданный Ференцом Листом.
Это понятие появилось в музыкальном искусстве в 1854 году: венгерский композитор Ференц Лист дал определение «симфоническая поэма» своему оркестровому сочинению «Тассо», первоначально задуманному как увертюра. Этим определением он хотел подчеркнуть, что «Тассо» – не просто программное музыкальное произведение. Чрезвычайно тесно связано оно с поэзией своим содержанием. В дальнейшем Лист написал еще двенадцать симфонических поэм. Самая известная среди них – «Прелюды». В основе ее стихотворение французского поэта-романтика Ламартина «Прелюды» (точнее «Прелюдии»), в котором вся жизнь человеческая рассматривается как ряд эпизодов – «прелюдий», ведущих к смерти.
В творчестве Листа сложилась и форма, наиболее характерная для симфонической поэмы: свободная, но с явными чертами сонатно-симфонического цикла (см. рассказ о симфонии), если его исполнять без перерыва между частями. В разнохарактерных эпизодах симфонической поэмы есть сходство с основными разделами сонатной формы: главной и побочной партиями экспозиции, разработкой и репризой. А в то же время отдельные эпизоды поэмы могут восприниматься как части симфонии.
После Листа многие композиторы обращались к созданному им жанру. У классика чешской музыки Бедржиха Сметаны есть цикл симфонических поэм, объединенный общим названием «Моя Родина». Очень любил этот жанр немецкий композитор Рихард Штраус. Широко известны его «Дон-Жуан», «Дон-Кихот», «Веселые проделки Тиля Уленшпигеля». Финский композитор Ян Сибелиус написал симфоническую поэму «Калевала», в основе которой, в качестве литературного источника, лежит финский народный эпос.
Послушайте Симфоническую поэму “Прелюды” Ф. Листа
СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА родственна симфонической поэме. Она так же 1-частна и является жанром программной музыки. Однако, в отличие от поэмы, для которой характерно наличие лирико-философского начала, в картине главенствуют колористические, иллюстративные элементы.
Как правило, симфоническая картина посвящается изображению какого-либо одного события. Так, картина Римского-Корсакова «Садко» основана на одном из эпизодов былины о славном новгородском госте. Произведение повествует о похищении Садко Морским царем, подводной вакханалии и вызванной ею буре.
Содержание иных картин имеет чисто пейзажный характер, ярким примером такой симфонической картины является «Волшебное озеро» Лядова. К симфоническим картинам можно отнести три эскиза Дебюсси «Море», скерцо Дюка «Ученик чародея», фантазию «Лес» Глазунова.
Специфика жанра симфонической картины особенно благоприятствует развитию изобразительных средств музыки. Как правило, симфонические картины отличаются богатством звука, красочностью гармонии, яркостью тембрового колорита. Их образы наглядны, рельефны, вызывают разнохарактерные зрительные ассоциации.
Послушайте Симфоническую картину . А.К. Лядов “Волшебное озеро”.
СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ -разновидность Симфонической поэмы или картины. Подобно той или другой, фантазия может нести в себе какую-либо поэтическую идею («Утес» Рахманинова), развернутый сюжет («Франческа да Римини» Чайковского) или содержать живописную задачу («Лес» Глазунова«).
Симфоническая фантазия отличается большей свободой построения, часто–присутствием в программе фантастических элементов.
Тем не менее, в тех случаях, когда строение 1-частных программных пьес оказывалось своеобразным, резко не совпадало ни с одной из общепринятых музыкальных форм, композиторы подчеркивали это обстоятельство, называя такие сочинения фантазиями.
Существует и другой вид произведений, обозначаемых таким же наименованием. Это пьесы, построенные на свободной разработке народных песен. Примеры таких фантазий следующие:
- «Камаринская» М.И. Глинки – «Фантазия на темы двух русских песен – свадебной и плясовой»;
- «Фантазия на сербские темы» Н.А. Римского-Корсакова;
- «Увертюра на три русские темы», «Увертюра на чешские темы»М.А. Балакирева;
- «Русская увертюра» С. Прокофьева.
Послушайте Симфоническую фантазию “Камаринская” М.И. Глинки
КОНЦЕРТ –от латинского слова (concertare) состязаться.
Концерт –это музыкальное произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента. Инструментальные концерты обычно состоят из трех частей.
Первая часть –быстрая, с бурными событиями.
Вторая часть –медленная, с глубокими переживаниями.
Третья часть –снова быстрая, праздничная.
Заложили эту структуру Й. Гайдн и В.А. Моцарт, а в дальнейшем она утвердилась в творчестве Л.ван Бетховена.
Встречаются также концерты из большего количества частей, бывают они и одночастными. Встречаются концерты и для голоса с оркестром, а так же для двух или трех солирующих инструментов – тогда они называются двойными или тройными.
Развитие жанра концерта как сочинения для одного или нескольких
солирующих инструментов с оркестром продолжилось в XIX веке в
творчестве Н. Паганини, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, Ф. Листа,
П. Чайковского, М. Бруха и многих других композиторов.
К жанру концерта композиторы часто обращались и в XX веке: широко
известны фортепианные и иные концерты С. Рахманинова, С. Прокофьева, Д.
Шостаковича, И. Стравинского, Б. Бартока, Д. Мийо, П. Хиндемита, А.
Шёнберга, А. Берга, А. Веберна.