Й. Гайдн. Симфоническое творчество.

Симфонии в музыкальном наследии Гайдна занимают одно из главных мест. К этому жанру композитор обращался на протя­жении всей своей творческой жизни и явился одним из создателей классической симфонии. В период с 1759 по 1795 год Гайдн напи­сал свыше ста симфоний.

Портрет кисти Джона Коппнера, сделанный во время пребывания композитора в Лондоне.

Сам Гайдн называл их просто симфониями, однако слушатели дали некоторым из них особые имена. С помощью этих названий проще было отличать многочисленные симфонии Гайдна друг от друга, ведь во времена, когда они появились, он еще не создал своего каталога и номеров у них не было.

Вот некоторые названия симфоний Гайдна:

– № 45 – «Прощальная». В конце произведения Гайдн дал князю Эстергази намек на то, что музыканты недовольны тем, как он с ними обходится, и готовы с ним попрощаться, если тот не выплатит им жалование и не отпустит к семьям.

– № 82 – «Медведь». В ней есть наигрыш, похожий на мелодии, которые играли поводыри ручных медведей.

– № 83 – Курица.

– № 94 – «Сюрприз». В медленной части симфонии неожиданно раздаются громкие аккорды и удары литавр. Они должны были разбудить одну пожилую леди, которая любила дремать на концертах.

– № 101 – Симфония «Часы»  с мерным тиканьем аккомпанемента во второй части.

– № 103 – Симфония «С тремоло литавр».

Гайдн постепенно формирует тип сонатно-симфонического цикла, который принято называть классическим. Он включа­ет четыре части, объединённые одной тональностью (эта норма обязательна для крайних частей). Части цикла обычно контра­стируют друг с другом (чаще всего, по темпу). I часть представ­ляет собой сонатную форму (экспозиция, разработка, реприза) с возможным добавлением вступления и коды; II часть — мед­ленная, часто жанровая; III часть — менуэт; IV часть (финал) — сонатная форма, рондо или их варианты, обычно энергичное завершение всего цикла.

Гайдн иногда варьировал состав оркестра в зависимости от конкретной ситуации. В его поздних «Лондонских симфони­ях» окончательно сформировался классический парный состав: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета (кларнет, только входивший в моду, появился в поздних симфо­ниях Гайдна благодаря влиянию его друга — Моцарта, который хорошо разбирался в специфике этого духового инструмента), 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные (группа струнных включает в себя скрипки, альты, виолончели, контрабасы)

Вершинами симфонического творчества Гайдна стали два цикла — «Парижские» и «Лондонские симфонии». Заказ на «Парижские симфонии» (всего их шесть) поступил в 1784 году. «Лондонские симфонии» создавались частично в Англии, ча­стично в Вене в период с 1791 по 1795 год (всего 12 симфоний).

Симфония № 103 ми-бемоль мажор («С тремоло литавр»)

Литавры – ударный инструмент, большие медные котлы с натянутой на них сверху кожей (сейчас вместо кожи используют сверхпрочные синтетические материалы). Тремоло – частые удары в этот инструмент. Прием тремоло используется также при игре на многих других инструментах.

Работа над этим симфоническим циклом была закончена в 1795 году. Своё название «С тремоло литавр» произведение получило вполне заслуженно; оно открывается нарастающим рокотом литавр на тонике — ми-бемоль. Для «Лондонских сим­фоний» Гайдна характерно наличие медленного вступления к I части. Так происходит и в случае с симфонией № 103.

I часть. Вступление (Adagio) основано на двух элементах; пер­вый из них — упомянутое тремоло литавр. Второй — нетороп­ливая мелодия, первое проведение которой исполняют низкие струнные в унисон с фаготами:

Эта мелодия поднимается в верхний регистр, где звучит у скрипок. Следующая далее вариация на эту мелодию добав­ляет изящества благодаря постепенному включению деревян­ных духовых. Завершается вступление на унисонном тихом повторении звука соль — создаётся впечатление, что главная партия зазвучит в до миноре.

И с этой же ноты соль начинается мелодия главной партии I части (Allegro con spirito). Тем ярче и жизнерадостнее воспри­нимается главная партия в ми-бемоль мажоре. Грациозная тема у струнных очаровывает своей энергией:

На мотивах главной партии строится связующая, которая подхватывает танцевальную «эстафету», добавляя в общее на­строение экспозиции комедийные диалоги между гобоями (+струнные) и другими деревянными духовыми инструментами (+струнные). На протяжении связующей утверждается новая, доминантовая тональность си-бемоль мажор, в которой и зву­чит побочная партия. Она также танцевальна, и, благодаря трёх­дольному аккомпанементу, в ней угадываются черты лендлера (Лендлер — трёхдольный предшественник вальса — немецкий и австрийский круговой парный народный танец (с прыжками) в уме­ренном темпе):

Изящества побочной партии добавляет оркестровка: лёгкая и подвижная мелодия звучит у скрипок и гобоя в сопровожде­нии других струнных.

Завершается экспозиция полным звучанием оркестра (tutti) в си-бемоль мажоре. В этой же тональности начинается разра­ботка. Сначала изменениям и развитию подвергается материал главной партии; далее в основной тональности у струнных появ­ляется тема вступления. Побочную партию изменения коснутся в последнюю очередь — с небольшими тембровыми вариациями она предстанет в тональности ре-бемоль мажор. В разработке образный строй тем вступления и экспозиции обогащается дра­матическими и лирическими нюансами.

Реприза отличается от первого раздела сонатной формы про­ведением побочной партии в основной тональности — ми-бемоль мажоре. Также в побочную очень гармонично добавлен в каче­стве подголоска «золотой ход» валторны. Однако в завершении репризы возникает неожиданный поворот: у скрипок звучит вос­ходящий акцентированный монолог, рождающий драматичное и напряжённое настроение. Ответом на эту реплику неожидан­но становится возвращение вступления (его первые 12 тактов): рокот литавр, сменяемый неспешной мелодией. И опять звучит тема энергичной главной партии у оркестра tutti.

II часть (Andante piü tosto Allegretto) написана в форме двой­ных вариаций. В самом начале медленной части композитор одну за другой проводит две темы. Между ними есть и сходство, и отличия. Далее в постоянном чередовании будут представлены вариации на первую и вторую темы (по две вариации на каждую тему) и кода. Первая тема звучит сумрачно в до миноре (До минор — тональность, параллельная к основной тональности симфонии — ми-бемоль мажору) у струнных в тихой звучности — piano. В мелодии особенно выделяется IV повышен­ная ступень — она придаёт необычный колорит всей теме в целом:

Вторая тема контрастирует своей предшественнице мажор­ным ладом, более громкой динамикой, насыщенной оркестров­кой (добавлены гобои, фаготы и валторны). Она напоминает бодрый марш. Но есть черты, общие для двух тем: сходный мело­дический рисунок (подъём с опорой на звуки тонического кварт- секстаккорда и последующий спуск), квартовое начало мелодии из затакта, IV повышенная ступень (существует предположение, что Гайдн цитирует здесь или хор­ватскую, или венгерскую народную песню. IV повышенная ступень (в миноре) действительно часто встречается в музыкальном фольклоре упомянутых стран):

Первая вариация на первую тему демонстрирует возможности оркестрового варьирования — добавляются новые тембры, звуча­ние которых расцвечивает тему.

Первая вариация на вторую тему выводит на первый план солирующую скрипку, у которой звучит украшенная мелизмами и фиоритурами мелодия второй темы. В целом вторая тема ста­новится теперь более кокетливой и изысканной.

Вторая вариация на первую тему усиливает контраст: она изла­гается грозно оркестром tutti, добавляются воинственные кличи.

Вторая вариация на вторую тему, напротив, удивляет изящной инструментовкой: на фоне ломаных октав в партии фагота (что звучит немного комично) гобои исполняют вторую тему, а флейты дополняют её лёгкими фиоритурами тридцатьвторых.

Кода подводит итог вариационному процессу: в тональности до мажор торжественно звучит вторая тема, основная динами­ка — forte, хотя есть краткие фрагменты тихой звучности, мелька­ет основная тональность симфонии — ми-бемоль мажор.

В симфониях Гайдна жанр менуэта прочно утвердился на ме­сте III части. Не стала исключением и симфония № 103.

Основная тема Менуэта (Allegretto) рисует образ броский, не­обычный. Широкие, неожиданные скачки в мелодии, синкопы, переменчивость акцентов создают впечатление танца, чья эле­гантность сочетается с простотой и энергией народной музыки:

III Часть. Менуэт.

В соответствии с традициями того времени менуэт написан в трёхчастной форме с репризой da capo. Она предполагает точ­ное повторение первого раздела формы. Средний раздел менуэ­та — трио (Термин «трио» — возник из традиции исполнения средних раз­делов больших форм малым количеством инструментов, часто — трёх. Подобная камерность оформления среднего раздела создавала хороший контраст по отношению к первому и третьему разделам формы). Тональность здесь прежняя — ми-бемоль мажор, но меняются оркестровка и фактура. Они становятся более прозрач­ными, большее внимание уделяется отдельным деталям и голосо­ведению:

Жизнеутверждающий характер IV части финала во многом подготовлен ещё в I части цикла. Финал симфонии «С тремоло литавр» основан на развитии преимущественно главной партии.

Правда, сама главная партия состоит из двух контрастных эле­ментов. Первый из них — «золотой ход» валторн, жанровый мо­тив, хорошо знакомый публике прошлого и настоящего времени. Второй — мелодия, энергичная, танцевальная, которая наклады­вается на второе проведение «золотого хода» («Золотой ход» валторн — характерная последовательность интер­валов (малая секста на III ступени — чистая квинта на V ступени — боль­шая терция на I ступени), сложившаяся в сфере прикладной музыки. Когда-то это были сигналы охотничьих рогов (духовых инструментов, родственных валторне):

Валторна конца XVIII века.

В отличие от современной, у нее нет клапанов. Из-за этого на ней возможно брать далеко не все звуки, но по мнению многих, звучание таких валторн было чище и звонче.

Впоследствии из второго элемента сформируется побочная партия, она станет, по сути, вариантом главной партии, отли­чающимся от своей предшественницы в экспозиции только то­нальностью — си-бемоль мажор.

В целом в финале Гайдн создал форму, в которой сочетаются признаки собственно сонатной формы, рондо и вариаций. За­вершающая часть симфонии подводит итог мотивному и образ­ному развитию всего цикла: в ней присутствуют и жанровость, и народность образов, и танцевальность, отмеченные захваты­вающей радостью жизни, которая проявляется во всех частях симфонии.

Первое исполнение симфонии №103 состоялось в Лондоне в марте 1795 г. Премьера прошла с большим успехом. Произведение и по сей день остается одной из самых известных творений Й. Гайдна. Наряду с другими симфониями, ее считают одной из вершин симфонического творчества композитора.

Интерьер Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне, где состоялась премьера Симфонии Й. Гайдна №103 «С тремоло литавр».

Слушать Й. Гайдн. Симфония №103 Iчасть

Слушать Й. Гайдн. Симфония №103 IIчасть

Слушать Й. Гайдн. Симфония №103 IIIчасть

Слушать Й. Гайдн. Симфония №103 IVчасть

Посмотрите видео для подготовке к музыкальной викторине.

Добавить комментарий