Симфонии в музыкальном наследии Гайдна занимают одно из главных мест. К этому жанру композитор обращался на протяжении всей своей творческой жизни и явился одним из создателей классической симфонии. В период с 1759 по 1795 год Гайдн написал свыше ста симфоний.
Портрет кисти Джона Коппнера, сделанный во время пребывания композитора в Лондоне.
Сам Гайдн называл их просто симфониями, однако слушатели дали некоторым из них особые имена. С помощью этих названий проще было отличать многочисленные симфонии Гайдна друг от друга, ведь во времена, когда они появились, он еще не создал своего каталога и номеров у них не было.
Вот некоторые названия симфоний Гайдна:
– № 45 – «Прощальная». В конце произведения Гайдн дал князю Эстергази намек на то, что музыканты недовольны тем, как он с ними обходится, и готовы с ним попрощаться, если тот не выплатит им жалование и не отпустит к семьям.
– № 82 – «Медведь». В ней есть наигрыш, похожий на мелодии, которые играли поводыри ручных медведей.
– № 83 – Курица.
– № 94 – «Сюрприз». В медленной части симфонии неожиданно раздаются громкие аккорды и удары литавр. Они должны были разбудить одну пожилую леди, которая любила дремать на концертах.
– № 101 – Симфония «Часы» с мерным тиканьем аккомпанемента во второй части.
– № 103 – Симфония «С тремоло литавр».
Гайдн постепенно формирует тип сонатно-симфонического цикла, который принято называть классическим. Он включает четыре части, объединённые одной тональностью (эта норма обязательна для крайних частей). Части цикла обычно контрастируют друг с другом (чаще всего, по темпу). I часть представляет собой сонатную форму (экспозиция, разработка, реприза) с возможным добавлением вступления и коды; II часть — медленная, часто жанровая; III часть — менуэт; IV часть (финал) — сонатная форма, рондо или их варианты, обычно энергичное завершение всего цикла.
Гайдн иногда варьировал состав оркестра в зависимости от конкретной ситуации. В его поздних «Лондонских симфониях» окончательно сформировался классический парный состав: 2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета (кларнет, только входивший в моду, появился в поздних симфониях Гайдна благодаря влиянию его друга — Моцарта, который хорошо разбирался в специфике этого духового инструмента), 2 фагота, 2 валторны, 2 трубы, литавры, струнные (группа струнных включает в себя скрипки, альты, виолончели, контрабасы)
Вершинами симфонического творчества Гайдна стали два цикла — «Парижские» и «Лондонские симфонии». Заказ на «Парижские симфонии» (всего их шесть) поступил в 1784 году. «Лондонские симфонии» создавались частично в Англии, частично в Вене в период с 1791 по 1795 год (всего 12 симфоний).
Симфония № 103 ми-бемоль мажор («С тремоло литавр»)
Литавры – ударный инструмент, большие медные котлы с натянутой на них сверху кожей (сейчас вместо кожи используют сверхпрочные синтетические материалы). Тремоло – частые удары в этот инструмент. Прием тремоло используется также при игре на многих других инструментах.
Работа над этим симфоническим циклом была закончена в 1795 году. Своё название «С тремоло литавр» произведение получило вполне заслуженно; оно открывается нарастающим рокотом литавр на тонике — ми-бемоль. Для «Лондонских симфоний» Гайдна характерно наличие медленного вступления к I части. Так происходит и в случае с симфонией № 103.
I часть. Вступление (Adagio) основано на двух элементах; первый из них — упомянутое тремоло литавр. Второй — неторопливая мелодия, первое проведение которой исполняют низкие струнные в унисон с фаготами:
Й. Гайдн. Симфония № 103. I часть. Тема вступления.
Эта мелодия поднимается в верхний регистр, где звучит у скрипок. Следующая далее вариация на эту мелодию добавляет изящества благодаря постепенному включению деревянных духовых. Завершается вступление на унисонном тихом повторении звука соль — создаётся впечатление, что главная партия зазвучит в до миноре.
И с этой же ноты соль начинается мелодия главной партии I части (Allegro con spirito). Тем ярче и жизнерадостнее воспринимается главная партия в ми-бемоль мажоре. Грациозная тема у струнных очаровывает своей энергией:
На мотивах главной партии строится связующая, которая подхватывает танцевальную «эстафету», добавляя в общее настроение экспозиции комедийные диалоги между гобоями (+струнные) и другими деревянными духовыми инструментами (+струнные). На протяжении связующей утверждается новая, доминантовая тональность си-бемоль мажор, в которой и звучит побочная партия. Она также танцевальна, и, благодаря трёхдольному аккомпанементу, в ней угадываются черты лендлера (Лендлер — трёхдольный предшественник вальса — немецкий и австрийский круговой парный народный танец (с прыжками) в умеренном темпе):
Изящества побочной партии добавляет оркестровка: лёгкая и подвижная мелодия звучит у скрипок и гобоя в сопровождении других струнных.
Завершается экспозиция полным звучанием оркестра (tutti) в си-бемоль мажоре. В этой же тональности начинается разработка. Сначала изменениям и развитию подвергается материал главной партии; далее в основной тональности у струнных появляется тема вступления. Побочную партию изменения коснутся в последнюю очередь — с небольшими тембровыми вариациями она предстанет в тональности ре-бемоль мажор. В разработке образный строй тем вступления и экспозиции обогащается драматическими и лирическими нюансами.
Реприза отличается от первого раздела сонатной формы проведением побочной партии в основной тональности — ми-бемоль мажоре. Также в побочную очень гармонично добавлен в качестве подголоска «золотой ход» валторны. Однако в завершении репризы возникает неожиданный поворот: у скрипок звучит восходящий акцентированный монолог, рождающий драматичное и напряжённое настроение. Ответом на эту реплику неожиданно становится возвращение вступления (его первые 12 тактов): рокот литавр, сменяемый неспешной мелодией. И опять звучит тема энергичной главной партии у оркестра tutti.
II часть (Andante piü tosto Allegretto) написана в форме двойных вариаций. В самом начале медленной части композитор одну за другой проводит две темы. Между ними есть и сходство, и отличия. Далее в постоянном чередовании будут представлены вариации на первую и вторую темы (по две вариации на каждую тему) и кода. Первая тема звучит сумрачно в до миноре (До минор — тональность, параллельная к основной тональности симфонии — ми-бемоль мажору) у струнных в тихой звучности — piano. В мелодии особенно выделяется IV повышенная ступень — она придаёт необычный колорит всей теме в целом:
Вторая тема контрастирует своей предшественнице мажорным ладом, более громкой динамикой, насыщенной оркестровкой (добавлены гобои, фаготы и валторны). Она напоминает бодрый марш. Но есть черты, общие для двух тем: сходный мелодический рисунок (подъём с опорой на звуки тонического кварт- секстаккорда и последующий спуск), квартовое начало мелодии из затакта, IV повышенная ступень (существует предположение, что Гайдн цитирует здесь или хорватскую, или венгерскую народную песню. IV повышенная ступень (в миноре) действительно часто встречается в музыкальном фольклоре упомянутых стран):
Первая вариация на первую тему демонстрирует возможности оркестрового варьирования — добавляются новые тембры, звучание которых расцвечивает тему.
Первая вариация на вторую тему выводит на первый план солирующую скрипку, у которой звучит украшенная мелизмами и фиоритурами мелодия второй темы. В целом вторая тема становится теперь более кокетливой и изысканной.
Вторая вариация на первую тему усиливает контраст: она излагается грозно оркестром tutti, добавляются воинственные кличи.
Вторая вариация на вторую тему, напротив, удивляет изящной инструментовкой: на фоне ломаных октав в партии фагота (что звучит немного комично) гобои исполняют вторую тему, а флейты дополняют её лёгкими фиоритурами тридцатьвторых.
Кода подводит итог вариационному процессу: в тональности до мажор торжественно звучит вторая тема, основная динамика — forte, хотя есть краткие фрагменты тихой звучности, мелькает основная тональность симфонии — ми-бемоль мажор.
В симфониях Гайдна жанр менуэта прочно утвердился на месте III части. Не стала исключением и симфония № 103.
Основная тема Менуэта (Allegretto) рисует образ броский, необычный. Широкие, неожиданные скачки в мелодии, синкопы, переменчивость акцентов создают впечатление танца, чья элегантность сочетается с простотой и энергией народной музыки:
В соответствии с традициями того времени менуэт написан в трёхчастной форме с репризой da capo. Она предполагает точное повторение первого раздела формы. Средний раздел менуэта — трио (Термин «трио» — возник из традиции исполнения средних разделов больших форм малым количеством инструментов, часто — трёх. Подобная камерность оформления среднего раздела создавала хороший контраст по отношению к первому и третьему разделам формы). Тональность здесь прежняя — ми-бемоль мажор, но меняются оркестровка и фактура. Они становятся более прозрачными, большее внимание уделяется отдельным деталям и голосоведению:
Жизнеутверждающий характер IV части финала во многом подготовлен ещё в I части цикла. Финал симфонии «С тремоло литавр» основан на развитии преимущественно главной партии.
Правда, сама главная партия состоит из двух контрастных элементов. Первый из них — «золотой ход» валторн, жанровый мотив, хорошо знакомый публике прошлого и настоящего времени. Второй — мелодия, энергичная, танцевальная, которая накладывается на второе проведение «золотого хода» («Золотой ход» валторн — характерная последовательность интервалов (малая секста на III ступени — чистая квинта на V ступени — большая терция на I ступени), сложившаяся в сфере прикладной музыки. Когда-то это были сигналы охотничьих рогов (духовых инструментов, родственных валторне):
Валторна конца XVIII века.
В отличие от современной, у нее нет клапанов. Из-за этого на ней возможно брать далеко не все звуки, но по мнению многих, звучание таких валторн было чище и звонче.
Впоследствии из второго элемента сформируется побочная партия, она станет, по сути, вариантом главной партии, отличающимся от своей предшественницы в экспозиции только тональностью — си-бемоль мажор.
В целом в финале Гайдн создал форму, в которой сочетаются признаки собственно сонатной формы, рондо и вариаций. Завершающая часть симфонии подводит итог мотивному и образному развитию всего цикла: в ней присутствуют и жанровость, и народность образов, и танцевальность, отмеченные захватывающей радостью жизни, которая проявляется во всех частях симфонии.
Первое исполнение симфонии №103 состоялось в Лондоне в марте 1795 г. Премьера прошла с большим успехом. Произведение и по сей день остается одной из самых известных творений Й. Гайдна. Наряду с другими симфониями, ее считают одной из вершин симфонического творчества композитора.
Слушать Й. Гайдн. Симфония №103 Iчасть
Слушать Й. Гайдн. Симфония №103 IIчасть
Слушать Й. Гайдн. Симфония №103 IIIчасть
Слушать Й. Гайдн. Симфония №103 IVчасть
Посмотрите видео для подготовке к музыкальной викторине.