Музыкальная миниатюра

Пьеса, Прелюдия, Этюд.

В этой теме мы продолжим изучать инструментальные миниатюры. Вы уже знаете, что вся инструментальная музыка делится на две группы :симфоническую и камерную.

Камерной (буквально «комнатной») музыкой называют произведения, рассчитанные на исполнение перед сравнительно небольшим кругом слушателей солистом или небольшой группой музыкантов. Камерные произведения — это либо пьесы для солирующих инструментов: прелюдии, экспромты, музыкальные моменты, ноктюрны, вариации, поэмы, фантазии, либо разнообразные инструментальные циклы: сюиты, сонаты, трио, квартеты и др. Инструментальная миниатюра относится к области камерной музыки. Прочитайте и запомните жанры музыкальных пьес. Ниже мы более подробно рассмотрим некоторые из них.

ПРЕЛЮДИЯ

В XVII веке во Франции начали появляться клавишные прелюдии: в качестве вступлений к частям клавесинной сюиты использовались прелюдии. Первым композитором, использовавшим такой жанр, стал Луи Куперен, после него клавесинные прелюдии без обозначения длительностей писали многие композиторы до первой половины XVIII века.

В течение второй половины XVII века немецкие композиторы начали писать двойные произведения, объединяя прелюдию с фугой в той же тональности. Одним из первых таких композиторов был Иоганн Пахельбель.  Прелюдии и фуги писал И. С. Бах, они более многочисленны и пользуются большей известностью сегодня. Органные прелюдии Баха крайне разнообразны, в них прослеживается как северо немецкое, так и южнонемецкое влияние.
Иоганн Каспар Фердинанд Фишер был одним из первых немецких композиторов, перенёсших французский музыкальный стиль конца XVII века на немецкую клавирную музыку, заменяя стандартную увертюру на прелюдию,  Сборник Фишера «Ariadne musica» — это цикл клавирных произведений, состоящий из прелюдий с фугами. Этот цикл стал предшественником более известного цикла И. С. Баха, «Хорошо темперированного клавира», состоящего из двух томов, содержащих по 24 прелюдии и фуги.

Послушайте Прелюдию и фугу До Мажор из 1 тома Хорошо темперированного клавира И.С. Баха

«Хорошо темперированный клавир» оказал влияние почти на всех значительных композиторов последующих эпох, многие из них написали свои циклы из 12 или 24 прелюдий, которые располагались, как и у Баха, по тональностям. Фредерик Шопен написал цикл из 24 прелюдий без фуг.

Прелюдия до минор – одна из “жемчужин ” цикла. Она еще более миниатюрна (13 тактов). Равномерное движение полнозвучных аккордов в низком регистре напоминает поступь
шествия. Медленный темп, минорный лад придают музыке траурный характер.

И в то же время здесь чувствуется торжественность, приподнятость настроения. Можно представить себе, что это последний путь героя, вождя народа. Очень выразительна смена динамических оттенков. Вначале музыка звучит fortissimo, затем piano, а заканчивается прелюдия pianissimo. Траурно-торжественное шествие как бы удаляется.

ПРЕЛЮДИЯ до минор.

Прелюдия №7 Ля-мажор – настоящая жемчужина среди фортепианных миниатюр, написанных в форме периода. В прелюдии всего 16 тактов, но музыкальный образ воплощен ярко и законченно. Светлый, мечтательный характер музыки соединяется с танцевальным ритмом мазурки. Но главное в ней – необычайно проникновенная, “говорящая” мелодия, соединяющая в себе песенность и выразительность человеческой речи:

 В дальнейшем к жанру прелюдии обращались выдающиеся композиторы XIX и XX веков: Рахманинов и Лядов, Скрябин и Дебюсси.

С.Рахманинов Прелюдия op.3 №2 (до-диез минор)

Рахманинов Прелюдия №2

Прелюдия №2 наиболее популярное произведение среди фортепианных миниатюр. Сочинение относится к раннему творчеству композитора, но уже сочетает в себе характерные для стиля черты: насыщенность и красочность звучания; широта регистрового диапазона; пронзительная «колокольность»; продуманная динамичность развития; монументальная кульминация.

ЭТЮД

Ф.Шопен Этюд №12 “Революционный” – слушать
Ф.Лист. Этюд №12 “Метель” – слушать
А.Скрябин. Этюд №12 “Патетический” – слушать
С.Рахманинов. Этюд-картина №6 “Метель”

Добавить комментарий