Песни и вокальные циклы Ф. Шуберта

Песни

В перечне сочинений Шуберта песни всегда стоят на первом месте. И дело не только в их огромном количестве — более 600! Этот жанр, как никакой другой, был связан с отражением внутреннего мира человека, его переживаний, свойственных романтическому искусству. Именно в песнях совсем молодому композитору (настоящие шедевры Шуберт создал уже в 17—18 лет!) удалось сразу раскрыть своё дарование, покоряющее слушателей мелодическим богатством, душевным теплом и искренностью. Каждая песня Шуберта — неповторимый художественный образ, созданный поэзией и музыкой. Текст становится основой не только для выразительной мелодии, его содержание находит отражение и в аккомпанементе, нередко с первых же звуков погружая слушателя в особую эмоциональную атмосферу.

Шуберт писал песни на стихи таких выдающихся поэтов старшего поколения, как Шиллер и Гёте, но наряду с ними он обращался к творчеству своих современников. Имена многих из них нам известны сейчас лишь благодаря песням Шуберта, но в своей поэзии они выражали те самые новые романтические настроения, которые были так близки и понятны композитору.

В 1821 году благодаря усилиям друзей были изданы несколько песен Шуберта. Среди них находились два непревзойдённых образца романтической вокальной музыки — «Гретхен за прялкой» (1814) и «Лесной царь» (1815). Оба произведения написаны на тексты Гёте.

“Гретхен за прялкой!” (слова И.В. Гёте)

Текст этой песни взят из трагедии Гёте «Фауст». Героиня — Маргарита (Гретхен — уменьшительное, ласкательное имя) — выполняет свою обычную работу и вспоминает о покинувшем её возлюбленном. Первые такты фортепианного вступления передают печальное и взволнованное настроение девушки и одновременно напоминают жужжание прялки, бесконечное вращение её колеса. Вокальная мелодия складывается из отдельных фраз, словно через силу произносимых бедной Гретхен. Напевные линии сочетаются здесь со скачками, которые звучат как горестные восклицания:

“Маргарита за прялкой”

«Лесной царь» (слова И.В. Гёте)


Шуберт использовал здесь текст одноимённой баллады Гёте. Жанр баллады в искусстве известен с давних времён. В литературе конца XVIII — начала XIX века можно найти много образцов романтической баллады, представляющих собой повествование о различных событиях, в ход которых вмешиваются фантастические силы. Баллады, как правило, насыщены драматизмом, а финал их зачастую трагичен. Характерным для баллад является и сопоставление контрастных образов на фоне непрерывного развития.

«Лесной царь» — сложное произведение. Это не песня, а скорее драматическая сцена, где перед нами выступают три действующих лица: отец, скачущий на коне через лес, больной ребенок, которого он везет с собой, и грозный лесной царь, являющийся мальчику в лихорадочном бреду. Каждый из них наделен своим мелодическим языком. Страдание, просьбы, ужас слышатся в возгласах мальчика. Отец успокаивает его. Мелодия лесного царя звучит, как ласковая завораживающая песня. Он манит к себе ребенка, завлекая его в свое прекрасное царство:

Фоном, «скрепляющим» музыкальные характеристики является фортепианное сопровождение, изображающее стремительный бег коня. Так же как в «Маргарите за прялкой», фортепианная партия рисует обстановку, на фоне которой развертывается действие. Произведение заканчивается трагически. Измученный болезнью ребенок умирает на руках отца. Последняя фраза имеет речитативный характер. Как и в начале произведения, это слова от автора:

«Лесной царь» Шуберта ознаменовал появление нового жанра — романтической вокальной баллады.

“Лесной царь”

Не менее известны и любимы песни Шуберта «Форель», «Серенада», «Баркарола», «Утренняя серенада». Написанные в болте поздние годы, эти песни отличаются удивительно простой и выразительной мелодией, свежими гармоническими красками. И в каждой из них Шуберт воспроизводит образы природы.

«Форель» (слова К.Ф. Шубарта)

Весело резвится серебристая рыбка в прозрачной воде горного ручья. Она хорошо видит грозящую ей опасность. Чтобы ее поймать – рыбак мутит воду, и вот рыбка поймана. Подвижная, грациозная мелодия песни имеет танцевальный оттенок. Она звучит на фоне коротких, быстро скользящих вверх арпеджированных пассажей, напоминающих легкие всплески волн:

Песня написана в типичной для Шуберта куплетно-вариационной форме. В музыку почти каждого куплета композитор вносит тонкие изменения в зависимости от содержания.

“Форель” на русском языке
“Форель” на немецком языке

«Серенада» (слова Л. Рельштаба)

Слово «серенада» происходит от итальянского «sera» — вечер. Так называют песню, исполняемую для возлюбленной вечером или ночью под её окном. Певец обычно сам аккомпанировал себе на каком-нибудь щипковом инструменте — лютне, мандолине, гитаре. Иногда серенады исполнялись ансамблем струнных инструментов.

Серенада Шуберта полна светлых, мечтательных настроений. Плавно и неторопливо льется мелодия, ей вторит фортепиано. Мягкий, вальсовый ритм песни сочетается с характерным рисунком сопровождения, напоминающим звучание гитары:

Очень красочно звучит чередование минора и мажора, грустно – задумчивая музыка словно озаряется светом. Такой гармонический прием особенно типичен для Шуберта. Композитор им широко пользовался не только в вокальных, но и в инструментальных сочинениях.

Серенада” на немецком языке
Серенада” на русском языке

Вокальные циклы

Вокальный или инструментальные миниатюры композиторы-романтики нередко объеденяли в циклы.

Вокальный цикл – это несколько песен связанных общей идеей. последовательность песен может раскрывать какой-либо сюжет, а может быть просто объединена определенной темой. Обычно вокальный цикл пишется на стихи одного поэта.

Шубертом написаны также два цикла песен — «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827) — на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера. В каждом из них песни объединены единым сюжетом.

В песнях цикла «Прекрасная мельничиха» рассказывается о юном мельнике. Следуя течению ручья, он отправляется в путь искать свое счастье. Большая часть песен этого цикла имеет светлый характер. Широко известна первая песня «В путь». Весело журчит вода, вращая жернова мельницы. Юноше кажется, что это ручей зовет его в путь за собою.

Простая, бесхитростная мелодия народного склада хорошо передает радостное настроение мельника. Подвижная фигурация сопровождения подражает журчанию ручейка, ласкового и приветливого:

Мельник и ручей”

Герой Шуберта переживает любовь и разочарование, надежды на счастье и крушение этих надежд… Единственный друг мельника — ручеек. Его поэтический образ сопутствует герою в его странствиях. В зависимости от настроения героя меняется и характер этого образа. Так, например в песне «Колыбельная ручья» музыка передает спокойное, «баюкающее» движение ручейка, который утешает юношу в его горестях:

“Колыбельная ручья”

Настроение цикла «Зимний путь» совсем иное. Бедный юноша отвергнут богатой невестой. В отчаянии он оставляет родной город и уходит бродить по свету. Он одинок. Его спутниками становятся ветер, метель, зловеще каркающий ворон.

Цикл начинается песней «Спокойно спи». Скорбная нисходящая мелодия сразу создает настроение тоски и глубокой печали:

Мерное движение у фортепиано вызывает представление об усталых шагах человека. И здесь излюбленная Шубертом куплетная форма. Так же, как всегда, композитор вносит сюда небольшие, но очень существенные изменения. Так, последний куплет песни звучит в одноименном мажоре. Это прощальный привет юноши своей невесте. Но в конце песни вновь звучит минор. Последняя фраза повторяется дважды, и возвращение минора особенно ощутимо:

“Спокойно спи”

Песня «Весенний сон» строится на чередовании двух резко контрастных образов: прекрасного сна несчастного странника и мрачной действительности, которую он видит, просыпаясь. Музыка, рисующая сон юноши, — светлая, радостная и по- настоящему весенняя:

Картина действительности нарисована сумрачными красками. Мелодия теряет свою теплоту, распевность, становится напряженной, прерывистой:

Звучание фортепианной партии приобретает зловещий оттенок, передавая ощущение мрака и холода. Резкие аккорды напоминают крик ворона.

Песня заканчивается вопрошающей фразой («Когда же луч засверкает? Когда ж мы обнимемся вновь?»), в которой звучат отчаяние, скорбь, боль, но и слабая надежда.

“Весенний сон”

“Зимний путь» заканчивается песней «Шарманщик». Основное ее настроение — безнадежность, одиночество. Нищий старик еще по привычке крутит ручку шарманки. Он одинок, голоден, его чашка для подаяния пуста. Надеяться больше не на что.

Уныло и однообразно, на фоне неизменной квинты в басу, звучит у фортепиано печальная мелодия. И так же заунывно, говорком ей отвечает мелодия голоса. И тут и там — короткие, прерывистые, «бессильные» фразы:

Последняя фраза, как и во многих песнях Шуберта, — самая значительная. Мы слышим голос героя произведения, а может быть, и самого композитора. В порыве отчаяния он предлагает нищему свою дружбу, Снова вопрос, полный страдания, но уже без надежды на счастье:

“Шарманщик” на немецком языке
“Шарманщик” на русском языке

Даже те немногие приведенные здесь примеры позволяют говорить об особенностях песенного творчества Шуберта. Прежде всего это необычайно тонкая, выразительная мелодия, тесно слитая с поэтическим текстом. Мелодия песни неизменно следует за развитием сюжета. Наиболее важные по смыслу слова стихотворения композитор подчеркивает выразительной интонацией, фразой, гармоническим оборотом. Фортепианная партия играет значительную роль, во многих случаях она не менее важна, чем вокальная мелодия.

«Секрет» простоты и выразительности несен Шуберта кроется в их родстве с народными песнями: венгерскими, славянскими и особенно, конечно, с австрийскими.

Излюбленной формой песен Шуберта является куплетная, наиболее характерная также и для народных песен. Особенность этой формы у Шуберта заключается в тех небольших, но очень важных изменениях, которые вносит композитор в отдельные куплеты, оттеняя этим наиболее значительные моменты текста. Характерным приемом в изменении окраски звучания является чередование мажора и минора. Такое изменение лада, игра света и тени имеют у Шуберта глубокий смысл, выражая смену настроений героя песни.

Добавить комментарий