
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века.
Сергей Сергеевич Прокофьев вошёл в историю как композитор-новатор, мастер музыкального театра, создатель нового музыкального языка, не терпел штампов, его произведения были новым словом в музыкальном искусстве.
11 апреля 1891 г. | Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Ныне село Красное Донецкой области Украины. Отец – учёный-агроном, управляющий имением в Сонцовке. Мать –первая учительница музыки, хорошая пианистка. |
1900 г. | Сочинение детской оперы «Великан». |
1902 – 1903 гг. | Встреча с Сергеем Ивановичем Танеевым. Занятия музыкой по совету С. И. Танеева с молодым композитором Рейнгольдом Морицевичем Глиэром. |
1904 г. | Поступление в Петербургскую консерваторию. Преподаватели: композиторы А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков, композитор и дирижёр Н. Н. Черепнин. Дружба с Н. Я. Мясковским – в будущем известным композитором, в советское время глава московской композиторской школы. |
1908 г. | Участие в концертах кружка «Вечера современной музыки». |
1909 г. | Окончание консерватории по классу композиции. Поступление в класс фортепиано А. Н. Есиповой. |
1913 г. | Первое исполнение собственного Второго концерта для фортепиано с оркестром. Поездка с матерью во Францию, Великобританию, Швейцарию. Встреча с французским композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси. |
1914 г. | Окончание консерватории по классу фортепиано. Диплом с отличием и премия имени А. Г. Рубинштейна за исполнение собственного Первого концерта для фортепиано с оркестром. Поездка в Лондон. Встреча с Сергеем Павловичем Дягилевым, организатором «Русских сезонов» в Париже. Гастроли и организация фортепианных вечеров в Риме, Неаполе. |
1915 г. | Поездка в Италию, знакомство с итальянскими футуристами. |
1916 г. | Сочинение оперы «Игрок» по роману Ф. М. Достоевского, фортепианного цикла «Сарказмы», премьера сочинения для оркестра «Скифская сюита». Авторские выступления в городах Петрограде, Москве, Киеве, Саратове. |
1917 г. | Первая симфония «Классическая». Контакты с выдающимся режиссёром В. Э. Мейерхольдом. Знакомство с писателем А. М. Горьким. Участие в «Союзе деятелей искусств» вместе с поэтами А. А. Блоком, В. В. Маяковским, режиссером В. Э. Мейерхольдом. |
1918 г. | Гастроли в Японии и США. |
1919 г. | Завершение комической оперы «Любовь к трём апельсинам» по сказке К. Гоцци, написанной для Чикагского оперного театра. Концертные поездки по Америке. |
1922 г. | Переезд в Германию. Женитьба на певице Каролине Кодина-Любера. |
1923 г. | Переезд в Париж. |
1923 – 1933 гг. | Концертные турне по странам Европы и Америки в качестве пианиста и дирижёра. При участии балетной труппы С. П. Дягилева были поставлены балеты «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», «Стальной скок», «Блудный сын». Сочинение Второй, Третьей и Четвёртой симфоний, Четвёртого и Пятого фортепианных концертов. Вторая редакция оперы «Игрок», сочинение оперы «Огненный ангел». Решение возвратиться на Родину (1932 год): «Я с величайшей радостью возвращаюсь восвояси на советскую землю». |
1933 – 1938 гг. | Возвращение в Россию (1933). Много сочиняет в разных жанрах: балеты «Ромео и Джульетта» (1935), детская симфоническая сказка для чтеца и оркестра «Петя и волк» (1936), музыка к кинофильмам «Поручик Киже» (1934), «Александр Невский» (1938) |
1938 г. | Последнее концертное турне за границей. Изучение техники звукового кино в студиях Голливуда. Премьера балета «Ромео и Джульетта» в Брно (Чехословакия). |
1939 г. | Премьера оперы «Семён Котко». Первое исполнение кантаты «Александр Невский» |
1941 г. | Закрытые показы комической оперы «Дуэнья» («Обручение в монастыре») по комедии Р. Шеридана. Женитьба на поэтессе М. А. Мендельсон. Первые отклики на события Великой Отечественной войны: сочинение симфонической сюиты «1941 год», песен и маршей. Эвакуация в Нальчик. Переезд в Тбилиси. |
1942 г. | Переезд в Алма-Ату по приглашению С. М. Эйзенштейна для работы над кинофильмом «Иван Грозный» |
1943 г. | С. Т. Рихтер впервые исполняет сонату № 7 для фортепиано. Возвращение в Москву. |
1944 г. | Исполнение Э. Г. Гилельсом сонаты № 8 для фортепиано. Сочинение балета «Золушка». |
1945 г. | Премьера Пятой симфонии – последнее выступление Сергея Сергеевича в качестве дирижёра. Тяжёлое заболевание (гипертония). После длительного лечения работал в Доме творчества в Иваново. Концертное исполнение оперы «Война и мир». Премьера балета «Золушка». |
1946 г. | Премьера оперы «Война и мир». Первое исполнение сонаты для скрипки и фортепиано Д. Ф. Ойстрахом и Л. Н. Обориным. |
1947 г. | Временное улучшение здоровья в результате пребывания на даче в поселке Николина гора. Взлёт творческой активности: завершение Шестой симфонии, новая редакция Четвёртой симфонии. |
1948 г. | Постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели «Великая дружба» музыка С. С. Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена «формалистической», «чуждой советскому народу». От этого удара Сергей Сергеевич не оправился до конца жизни. |
1949 г. | Тяжёлый рецидив болезни. Сотрудничество с поэтом С. Я. Маршаком: начало работы над симфонической сюитой «Зимний костёр» и ораторией «На страже мира». |
1952 г. | Решение об издании избранных сочинений. Окончание Седьмой симфонии. |
5 марта 1953 г. | Скончался в московской квартире от кровоизлияния в мозг. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. |
В биографии С.С.Прокофьева можно выделить три периода:
1891-1918 гг. Родился в с. Сонцовка (Донецкая обл.) в семье агронома. Его музыкальное образование началось с 5 лет сначала под руководством матери, а затем, в 1902-1903 гг. — Р.М.Глиэра. 1904-1914гг. — Петербургская консерватория. Обучение по классу композиции (А.К.Лядов, Н.А.Римский-Корсаков), дирижирования (Н.Н.Черепнин), фортепиано (А.Н.Есипова). Тогда же завязалась творческая дружба с композитором Н.Я.Мясковским.
1918-1933гг. Зарубежный период. Гастрольные поездки по Америке и Европе (Франция, Германия, Бельгия). С 1922 г. живёт в Германии, а с 1923 г. — в Париже. В 1927 и 1929 годах гастроли в СССР. Этот период отмечен активным интересом к театральным жанрам. 1933 г. — решение окончательно возвратиться на Родину.
1933-1953 гг. В этот период творческого расцвета созданы все лучшие произведения. Работа для драматического театра и кино, содружество с крупнейшими советскими режиссёрами: В.Мейерхольдом, А.Таировым, С.Эйзенштейном.
Отражение темы войны (1941-1945 гг.). В послевоенные годы творчество приобретает черты особой ясности, классической стройности, мудрой простоты, преобладающими становятся светлые, лирические или фантастические образы.
Лауреат Государственной (бывш.Сталинской) и Ленинской премий, награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1955-1967 гг. издано Собрание сочинений С.С.Прокофьева в 20 томах.
Сергей Прокофьев с отцом Сергеем и матерью Марией Сергей Прокофьев за фортепиано композитору 13 лет композитор Сергей Прокофьев и народная артистка СССР Наталья Сац среди детей композитор Сергей Прокофьев (слева) и скрипач Давид Ойстрах (справа) на репетиции. композитор Прокофьев на даче под Москвой композитор Сергей Прокофьев с женой Мирой Мендельсон-Прокофьевой композитор Сергей Прокофьев с сыновьями Святославом и Олегом
Характеристика творчества
- Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева обогатило музыкальное искусство в области содержания, музыкального языка, средств выразительности: эмоциональности, экспрессии, энергии ритма, резкости звучания.
- Отличительная черта музыки композитора – синтез типичного и индивидуального, сложного и простого.
- Композитор использовал нетрадиционные сюжеты в операх и балетах.
- Литературная основа сочинений – произведения Ф. М. Достоевского, В. Шекспира, Г. Х Андерсена, Ш. Перро, П. П. Бажова, Р. Шеридана, К. Гоцци, В. Я. Брюсова, Л. Н. Толстого, В. П. Катаева.
- Сергей Сергеевич часто сам писал либретто своих сочинений.
Темы и образы : Эпос, лирика, юмор, гротеск, тема детства, русский фольклор, русская история, сказочные образы.
Жанры : Оперы, балеты, концерты, симфонии, сонаты, песни и романсы, кантаты, киномузыка, пьесы для фортепиано, музыка для детей.
Музыкальный язык : Индивидуальный, самобытный. Творчество тесно связано с традициями прошлого.
Неоклассицизм С. С. Прокофьева:
— старинные жанры: менуэт, гавот;
— классические музыкальные жанры: концерт, соната;
— классическая функциональная гармония;
— раннеклассицистские фактурные приёмы в фортепианной музыке.
Мелодия : В мелодиях соединяются вокальные и инструментальные интонации, часто встречается движение по аккордовым звукам, скачки на широкие интервалы, острые диссонансы, чёткий ритм.
Гармония : Опора на классическую функциональную систему. Расширенный двенадцатиступенный звукоряд, смелые модуляции, политональность. Общий принцип гармонии Прокофьева – использование новых возможностей современной гармонии при прочной опоре на самые коренные идеи классической гармонии и сохранение основных ее конкретных форм.
Список основных произведений
— 8 опер: «Маддалена», «Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел», «Семён
Котко», «Обручение в монастыре», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке».
— 7 балетов, среди них «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке». -Оратория «На страже мира».
— Кантаты: «Здравица», «Александр Невский», «К 20-летию Октября».
— 7 симфоний.
— 5 концертов для фортепиано с оркестром. (Четвёртый написан для левой руки).
— 2 скрипичных концерта.
— 2 виолончельных концерта.
— Вокально-симфонические сюиты.
— Для фортепиано: 9 сонат, «Мимолётности», «Сказки старой бабушки», «Детская
музыка» и др.
— Симфоническая сказка «Петя и волк».
— «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано.
Обработки русских народных песен для голоса и фортепиано.
Вокальные сочинения на слова А.А. Ахматовой, К.Д. Бальмонта, А.С. Пушкина, Н.Я.
Агнивцева и др.
Музыка к кинофильмам: «Александр Невский», «Иван Грозный» и др.
Посмотрите видео об С.С. Прокофьеве.