Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953)

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953) – русский композитор, дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат шести Сталинских премий и Ленинской премии. Один из самых значимых музыкантов ХХ века.

Сергей Сергеевич Прокофьев вошёл в историю как композитор-новатор, мастер музыкального театра, создатель нового музыкального языка, не терпел штампов, его произведения были новым словом в музыкальном искусстве.

11 апреля
1891 г.
Родился в селе Сонцовка Екатеринославской губернии. Ныне село Красное Донецкой области Украины.
Отец – учёный-агроном, управляющий имением в Сонцовке. Мать –первая учительница музыки, хорошая пианистка.
1900 г.Сочинение детской оперы «Великан».
1902 – 1903 гг.Встреча с Сергеем Ивановичем Танеевым.
Занятия музыкой по совету С. И. Танеева с молодым композитором Рейнгольдом Морицевичем Глиэром.
1904 г.Поступление в Петербургскую консерваторию. Преподаватели: композиторы А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков, композитор и дирижёр Н. Н. Черепнин.
Дружба с Н. Я. Мясковским – в будущем известным композитором, в советское время глава московской композиторской школы.
1908 г.Участие в концертах кружка «Вечера современной музыки».
1909 г.Окончание консерватории по классу композиции.
Поступление в класс фортепиано А. Н. Есиповой.
1913 г.Первое исполнение собственного Второго концерта для фортепиано с оркестром.
Поездка с матерью во Францию, Великобританию, Швейцарию.
Встреча с французским композитором-импрессионистом Клодом Дебюсси.
1914 г.Окончание консерватории по классу фортепиано. Диплом с отличием и премия имени А. Г. Рубинштейна за исполнение собственного Первого концерта для фортепиано с оркестром.
Поездка в Лондон.
Встреча с Сергеем Павловичем Дягилевым, организатором «Русских сезонов» в Париже.
Гастроли и организация фортепианных вечеров в Риме, Неаполе.
1915 г.Поездка в Италию, знакомство с итальянскими футуристами.
1916 г.Сочинение оперы «Игрок» по роману Ф. М. Достоевского, фортепианного цикла «Сарказмы», премьера сочинения для оркестра «Скифская сюита».
Авторские выступления в городах Петрограде, Москве, Киеве, Саратове.
1917 г.Первая симфония «Классическая».
Контакты с выдающимся режиссёром В. Э. Мейерхольдом.
Знакомство с писателем А. М. Горьким.
Участие в «Союзе деятелей искусств» вместе с поэтами А. А. Блоком,
В. В. Маяковским, режиссером В. Э. Мейерхольдом.
1918 г.Гастроли в Японии и США.
1919 г.Завершение комической оперы «Любовь к трём апельсинам» по сказке К. Гоцци, написанной для Чикагского оперного театра.
Концертные поездки по Америке.
1922 г.Переезд в Германию.
Женитьба на певице Каролине Кодина-Любера.
1923 г.Переезд в Париж.
1923 – 1933 гг.Концертные турне по странам Европы и Америки в качестве пианиста и дирижёра.
При участии балетной труппы С. П. Дягилева были поставлены балеты «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего», «Стальной скок», «Блудный сын».
Сочинение Второй, Третьей и Четвёртой симфоний, Четвёртого и Пятого фортепианных концертов.
Вторая редакция оперы «Игрок», сочинение оперы «Огненный ангел».
Решение возвратиться на Родину (1932 год): «Я с величайшей
радостью возвращаюсь восвояси на советскую землю».
1933 – 1938 гг.Возвращение в Россию (1933).
Много сочиняет в разных жанрах: балеты «Ромео и Джульетта» (1935), детская симфоническая сказка для чтеца и оркестра «Петя и волк» (1936), музыка к кинофильмам «Поручик Киже» (1934), «Александр Невский» (1938)
1938 г.Последнее концертное турне за границей.
Изучение техники звукового кино в студиях Голливуда.
Премьера балета «Ромео и Джульетта» в Брно (Чехословакия).
1939 г.Премьера оперы «Семён Котко».
Первое исполнение кантаты «Александр Невский»
1941 г.Закрытые показы комической оперы «Дуэнья» («Обручение в монастыре») по комедии Р. Шеридана.
Женитьба на поэтессе М. А. Мендельсон.
Первые отклики на события Великой Отечественной войны: сочинение симфонической сюиты «1941 год», песен и маршей.
Эвакуация в Нальчик.
Переезд в Тбилиси.
1942 г.Переезд в Алма-Ату по приглашению С. М. Эйзенштейна для работы над кинофильмом «Иван Грозный»
1943 г.С. Т. Рихтер впервые исполняет сонату № 7 для фортепиано.
Возвращение в Москву.
1944 г.Исполнение Э. Г. Гилельсом сонаты № 8 для фортепиано.
Сочинение балета «Золушка».
1945 г.Премьера Пятой симфонии – последнее выступление Сергея Сергеевича в качестве дирижёра.
Тяжёлое заболевание (гипертония).
После длительного лечения работал в Доме творчества в Иваново.
Концертное исполнение оперы «Война и мир».
Премьера балета «Золушка».
1946 г.Премьера оперы «Война и мир».
Первое исполнение сонаты для скрипки и фортепиано Д. Ф. Ойстрахом и Л. Н. Обориным.
1947 г.Временное улучшение здоровья в результате пребывания на даче в поселке Николина гора.
Взлёт творческой активности: завершение Шестой симфонии, новая редакция Четвёртой симфонии.
1948 г.Постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели «Великая дружба» музыка С. С. Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена «формалистической», «чуждой советскому народу». От этого удара Сергей Сергеевич не оправился до конца жизни.
1949 г.Тяжёлый рецидив болезни.
Сотрудничество с поэтом С. Я. Маршаком: начало работы над симфонической сюитой «Зимний костёр» и ораторией «На страже мира».
1952 г.Решение об издании избранных сочинений.
Окончание Седьмой симфонии.
5 марта
1953 г.
Скончался в московской квартире от кровоизлияния в мозг.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

В биографии С.С.Прокофьева можно выделить три периода:
1891-1918 гг. Родился в с. Сонцовка (Донецкая обл.) в семье агронома. Его музыкальное образование началось с 5 лет сначала под руководством матери, а затем, в 1902-1903 гг. – Р.М.Глиэра. 1904-1914гг. – Петербургская консерватория. Обучение по классу композиции (А.К.Лядов, Н.А.Римский-Корсаков), дирижирования (Н.Н.Черепнин), фортепиано (А.Н.Есипова). Тогда же завязалась творческая дружба с композитором Н.Я.Мясковским.
1918-1933гг. Зарубежный период. Гастрольные поездки по Америке и Европе (Франция, Германия, Бельгия). С 1922 г. живёт в Германии, а с 1923 г. – в Париже. В 1927 и 1929 годах гастроли в СССР. Этот период отмечен активным интересом к театральным жанрам. 1933 г. – решение окончательно возвратиться на Родину.
1933-1953 гг. В этот период творческого расцвета созданы все лучшие произведения. Работа для драматического театра и кино, содружество с крупнейшими советскими режиссёрами: В.Мейерхольдом, А.Таировым, С.Эйзенштейном.


Отражение темы войны (1941-1945 гг.). В послевоенные годы творчество приобретает черты особой ясности, классической стройности, мудрой простоты, преобладающими становятся светлые, лирические или фантастические образы.


Лауреат Государственной (бывш.Сталинской) и Ленинской премий, награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1955-1967 гг. издано Собрание сочинений С.С.Прокофьева в 20 томах.

Характеристика творчества

  • Творчество Сергея Сергеевича Прокофьева обогатило музыкальное искусство в области содержания, музыкального языка, средств выразительности: эмоциональности, экспрессии, энергии ритма, резкости звучания.
  • Отличительная черта музыки композитора – синтез типичного и индивидуального, сложного и простого.
  • Композитор использовал нетрадиционные сюжеты в операх и балетах.
  • Литературная основа сочинений – произведения Ф. М. Достоевского, В. Шекспира, Г. Х Андерсена, Ш. Перро, П. П. Бажова, Р. Шеридана, К. Гоцци, В. Я. Брюсова, Л. Н. Толстого, В. П. Катаева.
  • Сергей Сергеевич часто сам писал либретто своих сочинений.

Темы и образы : Эпос, лирика, юмор, гротеск, тема детства, русский фольклор, русская история, сказочные образы.

Жанры : Оперы, балеты, концерты, симфонии, сонаты, песни и романсы, кантаты, киномузыка, пьесы для фортепиано, музыка для детей.

Музыкальный язык : Индивидуальный, самобытный. Творчество тесно связано с традициями прошлого.
Неоклассицизм С. С. Прокофьева:
– старинные жанры: менуэт, гавот;
– классические музыкальные жанры: концерт, соната;
– классическая функциональная гармония;
– раннеклассицистские фактурные приёмы в фортепианной музыке.

Мелодия : В мелодиях соединяются вокальные и инструментальные интонации, часто встречается движение по аккордовым звукам, скачки на широкие интервалы, острые диссонансы, чёткий ритм.

Гармония : Опора на классическую функциональную систему. Расширенный двенадцатиступенный звукоряд, смелые модуляции, политональность. Общий принцип гармонии Прокофьева – использование новых возможностей современной гармонии при прочной опоре на самые коренные идеи классической гармонии и сохранение основных ее конкретных форм.

Список основных произведений

– 8 опер: «Маддалена», «Игрок», «Любовь к трём апельсинам», «Огненный ангел», «Семён
Котко», «Обручение в монастыре», «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке».
– 7 балетов, среди них «Ромео и Джульетта», «Золушка», «Сказ о каменном цветке». -Оратория «На страже мира».
– Кантаты: «Здравица», «Александр Невский», «К 20-летию Октября».
– 7 симфоний.
– 5 концертов для фортепиано с оркестром. (Четвёртый написан для левой руки).
– 2 скрипичных концерта.
– 2 виолончельных концерта.
– Вокально-симфонические сюиты.
– Для фортепиано: 9 сонат, «Мимолётности», «Сказки старой бабушки», «Детская
музыка» и др.
– Симфоническая сказка «Петя и волк».
– «Гадкий утёнок» для голоса и фортепиано.
Обработки русских народных песен для голоса и фортепиано.
Вокальные сочинения на слова А.А. Ахматовой, К.Д. Бальмонта, А.С. Пушкина, Н.Я.
Агнивцева и др.
Музыка к кинофильмам: «Александр Невский», «Иван Грозный» и др.

Посмотрите видео об С.С. Прокофьеве.

Добавить комментарий