Симфоническое творчество Ф. Шуберта

Симфония №8 си минор “Неоконченная “

В истории любого вида искусства всегда будут произведения загадки, споры о которых длятся веками. В истории музыки одной из таких «загадок» стала «Неоконченная симфония» Шуберта.

Рукопись “Неоконченной симфонии”


До сих пор исследователи не могут найти объяснения, почему композитор так и не завершил Восьмую симфонию. Известны лишь следующие факты: к работе над данным сочинением композитор приступил осенью 1822 года, очень скоро были готовы клавирные
наброски трёх частей, затем появились партитуры двух первых частей, а третья часть — скерцо — так и осталась в черновом варианте. В 1824 году Шуберт отослал рукопись Восьмой симфонии в Грац, своему хорошему знакомому Ансельму Хюттенбреннеру,
возглавлявшему в этом городе Музыкальное общество. И с того времени ноты «Неоконченной» хранились в небольшом австрийском городе, пока в 1865 году один из венских дирижёров не убедил почтенное семейство Хюттенбреннеров вернуть шедевр Шуберта музыкальной публике. В этом же году произведение было впервые исполнено, а через год опубликовано.

Симфония очень скоро стала одним из самых часто исполняемых сочинений Шуберта, ей сопутствовали успех и признание в разных странах. Но «недосказанность» произведения постоянно провоцировала желание не у одного поколения композиторов и исследователей дописать «Неоконченную», поставить последнюю точку.

К симфоническому творчеству Шуберт обращался весьма регулярно. Первый опыт относится к 1813 году, за ним последовали ещё пять так называемых «юношеских» симфоний. После си-минорной («Неоконченной») симфонии Шуберт написал Девятую, последнюю, монументальную симфонию до мажор.

Уникальность Восьмой симфонии заключается в том, что она производит впечатление абсолютно цельного, завершённого сочинения. В ней нет ощущения недоговорённости, «недоделанности». Две её части дополняют, уравновешивают друг друга. В обеих проявляется переживание сложного личного конфликта, в обеих находим отражение противоречивого восприятия противостояния мира реального, мира окружающей действительности и мира внутреннего, мира человека.

Ф.Шуберт исполняет “Неоконченную симфонию”

Всего композитором было написано 9 симфоний.

Открывает I часть (Allegro moderato) короткое вступление-эпиграф. Тема, которую исполняют в унисон виолончели и контрабасы, впоследствии будет играть очень важную роль в драматургии I части — это мрачная, задумчивая фраза вполне может быть определена как романтическая версия «темы судьбы»:

Тема Вступления

Несмотря на крупные длительности и низкий регистр, тема вступления — песенная по своей природе. В последних её тактах угадывается романтическая интонация вопроса. Своеобразным ответом на него становится главная партия, захватывающая своей щемящей трогательностью и хрупкостью:

1 часть. Главная партия

Подобный эффект достигается во многом средствами инструментовки — печальная мелодия гобоя и кларнета парит над приглушённым шорохом терций у скрипок и тревожного баса у виолончелей и контрабасов. Тема главной партии подобна грустной исповеди главного героя симфонии. Иной образ возникает в побочной партии, в которой песенность замечательно сочетается с танцевальностью (вальсовостью):

1 часть. Побочная партия

Сначала виолончели, а затем скрипки исполняют мечтательную тему на фоне мягко пульсирующего аккомпанемента. В связи с побочной партией в данной части возникает несколько особых моментов. Первый из них заключается в том, что главную и побочную партии связывает краткий переход (всего 4 такта).

Второй момент — выбор тональности для побочной. Шуберт отказывается от классического тонального плана организации сонатной формы — теперь побочная в экспозиции звучит в тональности VI ступени — соль мажоре (В репризе побочная партия вместо обычной транспозиции в основную тональность будет проведена в ре мажоре — тональности, не традиционной для классической схемы сонатной формы).

И третий момент — это внезапный перелом в побочной партии. После неожиданной паузы (длиною в такт) на ff звучат с неумолимой решительностью аккорды, предвосхищающие драматические события разработки. Это вторжение оказывается кратким, вновь возобновляется материал побочной партии:

1 часть. Перелом в побочной партии

Особенностью этой экспозиции становится не столько контрастность главной и побочной партий, сколько сопоставление различных лирических образов.

Разработка практически полностью отдана во власть темы вступления. Единственным исключением станет появление синкопированного аккомпанемента из побочной. Тема вступления, развиваясь, «…постепенно вырастает до значения всёпобеждающего рокового образа». Эмоциональный накал, достигнутый темой вступления, постепенно отступает перед меланхоличной и трепетной главной партией — начинается реприза.

В этом разделе сонатной формы не будет сколько-нибудь значимых изменений в сравнении с экспозицией — настроения и размеры главной и побочной партий останутся теми же. Поменяется только тональность в конце репризы — теперь это си мажор. И от его тонического трезвучия, взятого всем оркестром sforzando, начинается тихая связка к коде. В этом заключительном разделе I части вновь появляется тема вступления, полная скрытого драматизма, экспрессии и скорби. Так проявляется невозможность гармоничного сосуществования человека с окружающей его действительностью, с внешними обстоятельствами.

Тональность II части (Andante con moto) — ми мажор. Идиллическую пасторальность, присутствующую здесь, подчёркивает большое количество приметных соло деревянных духовых инструментов. II часть написана в сонатной форме без разработки; с драматургией I части её роднит неконфликтное соотношение главной и побочной партий:

2 часть. Главная партия.

Главная партия — удивительно мирная поэтичная музыкальная зарисовка; мерное движение восьмыми в аккомпанементе способствует созданию этого светлого образа.

Струнные сначала одни «правят» в мире главной партии, затем к ним добавляются выразительные реплики медных и деревянных духовых. После торжественной кульминации главной партии, в которой задействован весь состав оркестра, после краткого перехода (Главную и побочную партии во II части так же, как и в I части, соединяет краткий переход-связка, но не развитая связующая партия) начинается побочная. Абсолютно другая картина предстаёт перед нами: меланхоличная, тоскливая мелодия кларнета (проведение в репризе — у гобоя) льётся над скромным, синкопированным сопровождением струнных:

2 часть. Побочная партия

Побочная партия в экспозиции начинается в до-диез миноре, в репризе — в ля миноре. В своих пределах побочная развивается вариационно, в этом развитии можно услышать отголоски бурных драматичных событий разработки I части.

Но главная партия всякий раз возвращает созерцательность и умиротворение — так происходит и в начале репризы, и в коде.

В данном сокращённом симфоническом цикле части дополняют друг друга; между лирико-драматической I и лирико-созерцательной II частями нет противостояния. Обе части роднит ещё и песенность, как важнейшее свойство тематизма.

«Неоконченная симфония» Шуберта — типично романтическое сочинение, раскрывающее тончайшие нюансы жизни души человека, рисующее конфликт между внешним и внутренним мирами; между суровой и неумолимой реальностью и несбыточной мечтой. Эти вечные сюжеты до сих пор находят отклик у слушателей, которые восхищённо воспринимают столь неожиданный и совершенный симфонический цикл Франца Шуберта.

Послушайте всю симфонии целиком:

Добавить комментарий