Клавирная музыка В.А. Моцарта – сонаты, вариации, фантазии, рондо- образец нового исполнительского стиля ( в этот исторический период происходит переход от клавесина к фортепиано; формирование классического трехчастного сонатного цикла в сонате и концерте).
Соната Ля мажор
Это одна из сонат, написанных Моцартом в Париже в 1779 году. Все три части сонаты имеют светлый жизнерадостный характер. Отличительной чертой сонаты является также большое изящество, грациозность. Прозрачная музыка хорошо соответствует звучанию клавесина, для которого Моцарт и писал свои сонаты.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ | ВТОРАЯ ЧАСТЬ (Менуэт) | ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ (Alla turka) | |
ТОНАЛЬНОСТЬ | Ля мажор | Ля мажор | ля минор |
ФОРМА | Тема с вариациями | Сложная трехчастная форма | Рондообразная |
ТЕМП | Andante graziozo | Allegretto | |
РАЗМЕР | 68 | 34 | 24 |
Своеобразно строение сонаты Моцарта. Первая часть написана в форме вариаций (такое строение сонаты изредка встречается и у Гайдна). В отличие от формы сонатного allegro, в основе вариаций лежит в большинстве случаев не две, а одна тема . Поэтому музыкальное развитие заключается не в обострении контраста между темами, а в выявлении выразительных возможностей, заложенных внутри одной темы.
Первая часть сонаты Моцарта начинается с изложения темы — мелодичной, грациозно-танцевальной. Размер 6/в придает музыке плавность движения:
Тема вариаций изложена в двухчастной форме, в виде двух завершенных построений (периодов).
Вслед за изложением темы следуют шесть вариаций, разнообразных по характеру. Песенность, характерную для темы, еще больше подчеркивают вторая и пятая вариации. Ее танцевальность, подвижность — шестая вариация, грациозную остроту – четвертая. Третья вариация написана в одноименном миноре (ля миноре). В пятой и шестой вариациях изменен темп: Adagio (медленно) и Allegro (быстро) вместо основного темпа Andante grazioso (умеренно, грациозно).
Контрастность и завершенность вариаций не мешают цельности всего цикла. Несмотря на изменения в каждой вариации, остаются постоянными гармоническая последовательность, тональность, форма (два завершенных построения).
Вторая часть сонаты — менуэт. Подобно Гайдну Моцарт придает изящной музыке менуэта черты жизнерадостного и веселого народного танца. Мужественное, решительное начало каждой фразы сменяется грациозным окончанием. Музыка образно передает, как торжественная фигура танца оканчивается галантным и мягким поклоном:
Третья часть – финал. Указание композитора «Alla turcâ» означает «в турецком роде» – Турецкой музыкой в XVIII веке называли музыку живого и веселого характера. Обычно она имела танцевальный склад и исполнялась ансамблем духовых и ударных инструментов (флейта, барабан, гобой, бубен, тарелки и т. п.), что придавало ей своеобразную окраску.
В некоторых изданиях сонаты финал получил название «Турецкий марш». Остроумное изящество третьей части сонаты сделало ее особенно популярной. Грациозная танцевальность, мелодичность музыки роднят финал с предыдущими частями:
Финал имеет трехчастную форму с припевом. Повторяющийся припев придает форме черты рондо. Празднично-веселая, танцевальная мелодия припева звучит с характерным арпеджированным сопровождением, напоминающим мелкую барабанную дробь:
Быстро бегущие пассажи в миноре (фа-диез минор) говорят о начале средней части финала. Несмотря на непрерывное и равномерное движение, танцевальность присуща и этому разделу.
Финал Завершается кодой, объединяющей основную тему финала с припевом. Кода звучит особенно светло и празднично.
Так постепенно, от мелодической, грациозно-танцевальной первой части сонаты Моцарт приходит к безудержно веселой, музыке финала.