Танцевальные жанры, прелюдии и ноктюрны Ф.Шопена

ПОЛОНЕЗ

Основой полонеза также стал национальный танец — «польский», который со временем получил французское название «полонез». Когда-то полонез представлял собою праздничное церемониальное шествие. В старину в нем участвовали одни лишь войны-рыцари. Возникнув в народной среде, полонез окончательно сформировался в кругах польской знати и прочно вошел в бальную музыку. В XIX веке бал открывался, как правило, полонезом. В первой паре шел хозяин с самой уважаемой гостьей. Торжественный танец мог происходить и возле дома, на воздухе,
Полонезы Шопена, как и его мазурки, предназначены для концертного исполнения. По своему характеру они также весьма разнообразны. Наряду с полонезами — лирическими поэмами — встречаются произведения, полные драматизма. Бравурные, блестящие полонезы как бы воскрешают картины рыцарских времен.

Условно можно выделить две группы:
– концертные виртуозные пьесы;
– эпические поэмы об истории Польши, в которых слышна скорбь, призывы к борьбе за свободу, вера в светлое будущее.


Одним из наиболее известных является полонез Шопена ля мажор (ор. 40 № 1). Это торжественное произведение, отличающееся мощной, поистине оркестровой звучностью. Аккордовая фактура, использование почти всего диапазона фортепианной
клавиатуры придают звучанию большую насыщенность и плотность. Этому способствует и большая сила звука, неоднократно достигающая fortissimo.

Основная тема полонеза имеет величественный, ликующе-победный характер. Ее дополняет призывная, фанфарная вторая тема, образующая, среднюю часть произведения.

Огромная звуковая насыщенность музыки дала повод переложить полонез для оркестра различных составов (симфонического, духового).

ВАЛЬС

К числу произведений танцевального характера относятся также вальсы Шопена. Как в-мазурках и полонезах, композитор преследует чисто художественные задачи и в своих вальсах — то нежных, поэтичных, то блестящих, виртуозных.


Подобно мазуркам, большинство вальсов состоит из нескольких эпизодов различного характера, часто в разных темпах. Помимо этого, излюбленный прием композитора гrubato— еле уловимое отклонение от темпа — делает эти пьесы неприменимыми для бытового танца.


Среди семнадцати вальсов Шопена большой популярностью пользуется вальс до-диез минор. Все три темы вальса очень выразительны. Начало вальса написано в умеренном темпе. Мягко звучащая, грациозная тема образно передает начальную фигуру танца, плавную и легкую.

Небольшое ускорение темпа сопровождает вторую тему. Многократное повторение мелодической фигуры, состоящей из одних восьмых длительностей, создает впечатление кружащегося движения, легкости, полетности.

И, наконец, третья тема вальса медленная, певучая. Это скорее размышление, воспоминание о вальсе.

Вторая тема трижды повторяется, чередуясь с другими эпизодами произведения. Благодаря этому она воспринимается как при­пев. Такое построение придает форме вальса черты рондо, что весьма характерно для танцевальных пьес.

МАЗУРКА

Мазурка — польский народный танец в трехдольном размере. Это танец очень живой, требующий от танцоров большой ловкости и изящества. Ритм мазурки изменчив. Чаще всего акцент падает на третью, последнюю долю такта. Со временем, мазурка стала одним из любимых танцев в среде польской аристократии. Здесь она приобрела черты бравурности и блеска.

Мазурки Шопена — пьесы танцевального характера. Шопен значительно расширил выразительные возможности мазурки, объединив в ней характерные черты:трех старинных народных танцев: это мазур,куявяк и оберек, распространенные в различных областях Польши. Мазурка была особенно близка и дорога композитору, поскольку его молодость прошла на Куявах и в Мазовии — родине этого танца.

Мазурки Шопена рассчитаны на концертное исполнение. Эти замечательные по мастерству произведения очень разнообразны по характеру. Многие из них напоминают веселые деревенские танцы, и лишь некоторые выдержаны в характере блестящих бальных танцев. Особую группу составляют мазурки лирические, в которых композитор передает, в большинстве случаев, настроения навеянные разлукой с родиной. Многие мазурки Шопена очень картинны. Недаром сам композитор называл их “obrazki”
(«образки»)
, что по-польски означает «картинки». Форма мазурок трехчастная.

Мазурка до мажор (ор. 56 № 2) воссоздает картину деревенского праздника. Это одна из наиболее ярких мазурок такого характера. Поляки называют ее «мазуркой мазурок». Подобно народным, мазурка состоит из ряда самостоятельных танцевальных мелодий.

Вначале, на протяжении нескольких тактов непрерывно «гудит» квинта, подражая немудреному аккомпанементу деревенского оркестра. На этом фоне звучит веселая и подвижная мелодия с четким, острым ритмом. Музыка рисует картину праздника, общий деревенский танец. Это основная тема произведения, она прозвучит и в конце мазурки.

Общая пляска» будто бы сменяется сольным номером. Как это было принято в народных танцах, ведущий танцор показывает свое мастерство. Появляется новая тема: мелодия звучит в басу, сопровождаемая резко акцентированными аккордами в конце каждой фразы.

Вслед за «сольным номером» звучит нежная, легкая музыка, вызывая представление о танце девушек. А вот перед нами уже новая картина — «мельница», шутливое замешательство танцоров. Верхний голос упорно подражает нижнему, имитирует его. Характерный для польской народной музыки лидийский лад (мажорный лад с повышенной IV ступенью) звучит здесь особенно отчетливо.

А дальше возвращается основная тема мазурки, что придает произведению законченную форму.

Совсем иной характер присущ лирической мазурке ля минор (ор.. 68 № 2) . Как и во многих других случаях, она связана с образами родины. Вначале звучит задумчивая, грустная мелодия. Движение по основным звукам ля-минорного трезвучия в медленном темпе придает ей мягкость и плавность, а легкий акцент на третьей доле такта — большое изящество.

Воспоминания композитора как бы уходят все глубже и глубже. И вот уже звучит задорный деревенский танец с характерной «гудящей» квинтой в басу. Мажор, оживленный темп придают музыке веселый, зажигательный характер. А акцент на третьей доле: такта напоминает притоптывание в танце. Это, средняя часты мазурки. Затем возвращается первая тема — нежная, грациозная, полная задумчивой грусти.

К группе бальных, блестящих танцев относится мазурка си-бемоль мажор (ор. 7 № 1 ). Как и две предыдущие, она построена на контрастных темах. Помимо этого ее отличают черты, свойственные бальным мазуркам: резкие скачки в мелодии, острый ритм, бросок мелодии на октаву в последней фразе. Вначале звучит яркая, стремительно восходящая мелодия, пронизанная четким ритмом. Быстрому взлету отвечает нисходящее движение, Резко ниспадающие скачки на септиму, нону придают мелодии большую остроту, броскость.

Эта тема чередуется с двумя другими, образуя форму рондо. Своей характерной особенностью выделяется второй эпизод: «вполголоса» (sotto voce) звучит так любимый композитором деревенский волыночный наигрыш. Сочетание своеобразного мелодического оборота с увеличенной секундой (ми-бекар — ре-бемоль) на фоне «гудящей» квинты в басу (соль-бемоль — ре-бемоль) придает звучанию народный характер. В последний раз появляется основная тема. Она заканчивается характерным для блестящих мазурок резко подчеркнутым скачком на октаву.

НОКТЮРН

Неповторимо своеобразны, вдохновенны и поэтичны ноктюрны Шопена. Тем более это становится заметным, если сравнить их с ноктюрнами ирландского пианиста и композитора Джона Филда, основоположника этого вида пьес. Утонченно-лирические, подчас с налетом салонности, ноктюрны Филда полностью отвечали значению слова «ноктюрн», что в переводе с французского означает «ночная песнь».


Шопен и здесь сказал новое слово, значительно расширив содержание ноктюрна. Одни из его ноктюрнов отличаются вдохновенной лирикой, другие – глубиной и серьезностью мысли.

Ноктюрн фа минор можно отнести к группе лирических произведений, тонких и поэтичных. Тихо и спокойно льется повествование — задумчивое, печально- проникновенное, как исповедь человеческой души. Нежная мелодия звучит на фоне равномерного сопровождения.

Возбужденная и тревожная музыка средней части резко контрастирует с началом ноктюрна.

Смена тональностей, беспокойное Движение триолей усиливают ощущение устремленности и порыва.

Реприза значительно сокращена. Основная тема ноктюрна звучит лишь раз, растворяяСь-затем в фигурациях, «сползающих» по звукам хроматической гаммы. Равновесие формы восстанавливает продолжительная кода на выдержанном тоническом басу. А в верхнем регистре звуки как бы парят в воздухе и постепенно тают. Наступает покой и умиротворение. Поэтично звучат и последние аккорды ноктюрна. Мажорная терция придает им большую мягкость и певучесть, окрашивая музыку в светлые тон.

ПРЕЛЮДИИ и ЭТЮДЫ мы изучали раньше в теме “Музыкальная миниатюра”

Материал для подготовке к викторине

Прелюдия ми минор звучит на 1;09мин , Прелюдия Ля Мажор звучит на 3:07мин, Прелюдия до минор звучит на 11:10мин.

Этюд Ми Мажор №3 звучит на 0:40мин, Этюд до минор “революционный” звучит на 1:59мин

Ноктюрн фа минор звучит на 5:51 мин.

Добавить комментарий