Сложные формы.

  1. Сложная двухчастная форма
  2. Сложная трехчастная форма
  3. Рондо
  4. Вариации

Сложные двухчастные и сложные трёхчастные формы – это формы, которые сложены из двух или трёх простых форм (например – простая 3-хчастная + период + простая 3-хчастная).

Сложные двухчастные формы чаще встречаются в вокальной музыке (например, в таких формах пишутся некоторые оперные арии), а сложные трёхчастные – напротив, более характерны для инструментальной музыки (это излюбленная форма для менуэта и других танцев).

Сложная двухчастная форма

Сложной двухчастной формой называется такая форма, в которой обе части или одна из двух, изложены в простой двухчастной или трёхчастной форме.

Отличает эту форму от сложной трёхчастной отсутствие репризы. В инструментальной музыке эта форма встречается крайне редко .

В вокальной музыке эта форма встречается в тех произведениях, где развитие содержания основывается на контрастном сопоставлении двух тем и реприза не требуется или даже недопустима. Такую форму имеют, например, романсы «Давно ли роскошно ты розой цвела» М.Глинки, «На нивы жёлтые» П.Чайковского. 

Сложная двухчастная форма иногда встречается в песнях советских композиторов – «Гимн демократической молодёжи» А.Новикова (первая часть- си-бемоль -минор – одночастная; вторая часть –Си-бемоль – мажор: простая трёхчастная форма).

Посмотрим в «Детском альбоме» Неаполитанскую песенку. Это тоже обработка итальянской народной песни, которую Чайковский услышал в Неаполе. Эту же музыку он использовал в балете «Лебединое озеро», и там она называется Неаполитанский танец.

Так начинается первый период Неаполитанской песенки:

Затем идёт ещё один период:

В этом периоде другая мелодия, но фактура и характер музыки остаются прежними. А после этого появляется ещё один период:

Здесь меняются и темп, и фактура, и характер мелодии. В первых двух периодах мелодия была песенная, её так и хочется спеть. Здесь же мелодия слишком быстрая, неудобная для пения, её легче сыграть на каком-нибудь инструменте (в балете звучит корнет-а-пистон, помните такую разновидность трубы?). Здесь слышится уже не песня, а танец.

Итак, что же за форма получилась? Сколько в ней разделов? Не торопитесь отвечать, послушайте внимательно эту музыку от начала до конца. И вы услышите два музыкальные образа — песню и танец.

П.И. Чайковский. Неаполитанская песенка из цикла “Детский альбом”

Наши ощущения подсказывают, что эта форма двухчастная. Но как быть с «лишним» периодом? А он не лишний. Потому что это не простая, а сложная двухчастная форма. В чём же её «сложность»? А в том, что первый её раздел представляет собой не период, а простую безрепризную двухчастную форму.

Сложная трехчастная форма

Сложная трехчастная форма -это репризная трёхчастная форма, первая часть которой сложнее периода. Чаще всего первая часть представляет собой простую двух- или трёхчастную форму, но иногда бывает и сложнее (кроме того, средний раздел тоже может быть написан в сложной форме). 

Тематически первая и вторая части обычно резко контрастируют друг другу.

Первая часть пишется в главной тональностиВторая часть большей частью пишется в одноимённой или субдоминантовой тональности. (Иногда она проходит в главной тональности «Скерцо» Третьей симфонии Бетховена).

Третья часть – реприза – буквальное или видоизменённое повторение первой части. Буквальное повторение первой части – реприза – часто не выписывается в нотах, а обозначается D, C., т.е. Da capo.

 В заключении формы иногда имеет место кода. Эта форма широко распространена в инструментальной музыке танцевального жанра (сопоставление двух танцев, где вторую часть называют – трио, т.к. исполнялось тремя инструментами), марша (походного, торжественного, траурного). Произведения нетанцевального жанра, в основном в которых лежит контрастное сопоставление двух образов. 

Примером Сложной трехчастной формы служит “Вальс” П.И. Чайковского из цикла “Детский альбом”.

Вальс написан в традициях домашнего музицирования – с простой напевной мелодией и характерным вальсовым аккомпанементом: это бас и два лёгких аккорда. Мелодические фразы невелики, плавны, они напеваются как бы невзначай (обратите внимание на паузы в мелодии).

Начинаясь в светлом ми-бемоль мажоре, мелодия постепенно уходит в «тень», модулируя в соль минор. Так впервые мы встретили форму с модулирующим периодом.

Далее следует второй период, где возвращается тональность ми-бемоль мажор. В мелодии появляются озорные размашистые скачки, музыка звучит весело, «с разными беснованиями и школьничествами».

Так из двух периодов образовалась простая двухчастная форма.

Но вот характер музыки меняется – наступает до-минорный эпизод – средняя часть сложной трёхчастной формы. «Упорные» квинты басов, резко изломанная мелодическая линия в двудольном размере разрушают мягкое трёхдольное движение танца. Как будто среди танцующих появилась незнакомая причудливая маска.

Но эпизод промелькнул, и снова зазвучал вальс.

Теперь послушаем “Вальс” целиком.

П.И. Чайковский “Вальс” из цикла “Детский альбом”

Рондо

Рондо — это форма, основанная на чередовании неоднократно возвращающейся главной темы (рефрена) с различными эпизодами.

Основная схема рондо — А В А С … А. В переводе термин «рондо» означает «круг». Минимальное число частей — 5, известное максимальное — 17. Рефрен всегда проводится в главной тональности.

Послушайте Рондо из “Маленькой ночной серенады” В.А. Моцарта

Вариации

Вариационной называется форма, основанная на видоизмененных повторениях темы.

Основная схема вариаций – A Al А2 A3,,,

  1. ВАРИАЦИИ НА НЕИЗМЕННУЮ ТЕМУ (ОСТИНАТО)
    а) бассо – остинато – на неизменный бас (старинные вариации, форма
    старинных танцев – ЧАКОНЫ и ПАССАКАЛЬИ). Количество вариаций насчитывалось от 1-2 (дубри к танцам барокко) до 62-64 (чаконы Генделя, Баха). Длительность вариационных циклов простирается от 1-2 до 40-50 минут!
И. Бах (Перельман) Скрипичная партита № 2 d-moll, BWV 1004 – 5. Чакона

б) сопрано – остинато – на неизменную мелодию (ГЛИНКИНСКИЕ)

  1. ВАРИАЦИИ КЛАССИЧЕСКИЕ СТРОГИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ –
    18 век, Тема УЗНАВАЕМА – Гайдн, Моцарт, Бетховен.
    НЕ МЕНЯЮТСЯ – тоника, мелодическая основа, гармония, форма.
    МЕНЯЮТСЯ – ритм ( иногда – размер), лад, фактура, темп, динамика,
    регистр, штрихи, инструменты (если оркестровое произведение ).
    ТЕМА может иметь любую простую форму – период, 2-х частную, 3-х
    частную. Такая разновидность вариаций была связана с искусством
    импровизации. Вариации располагались по принципу контраста и нарастания
    сложности.
  2. СВОБОДНЫЕ РОМАНТИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ – тема
    НЕУЗНАВАЕМА 19 век – Шуман (программный инструментальный цикл
    «Карнавал»).
  3. ДВОЙНЫЕ ВАРИАЦИИ – на две темы, ТРОЙНЫЕ – на три темы
    (редко).

П.И. Чайковский в цикле “Детский альбом” использовал форму вариаций в пьесе “Комаринская”.

Чайковский даёт в ней яркий образец инструментальных вариаций. На первый план выступает искусство варьирования – узорчатого расцвечивания темы. Вспомните народное искусство росписи Хохломы, Палеха, его звонкие и яркие краски.

Композитор варьирует фактуру, изменяет и самый напев (в отличие от «Русской песни»). 3а шутливой, скерцозной темой следуют три вариации.

Тема изложена «плотными» аккордами, но и при этом в верхнем голосе прослушивается знакомый плясовой напев.

Народный характер музыки, столь очевидный у П. Чайковского, подчеркнут ещё и тем, что в начале – на всём протяжении темы (первые 12 тактов) звучит «гудящий» басовый звук ре (тоника). Вместе с верхним голосом в партии  левой руки он напоминает звучание волынки – народного инструмента, на котором можно сыграть одновременно  мелодию и такой неизменно тянущийся бас.

Первая и третья вариации, лёгкие, подвижные, как бы расцвечивают тему, сохраняя её штрих staccato.

Во второй же вариации звучит лихая молодецкая пляска. Аккордовое движение второй вариации можно  принять за «переборы» гармоники.

Кроме воображаемого звучания волынки, в мелодии темы можно услышать тембры и штриховые приёмы скрипки, а интонации в партии левой руки третьей вариации напоминают звучание так называемых пустых струн (то есть, не зажимаемых пальцами левой руки скрипача и потому звучащих натурально, как бы примитивно, не культивировано, «по-народному»).

А теперь можем послушать всю “Камаринскую” из “Детского альбома” П.И. Чайковского

Добавить комментарий