Фридерик Шопен (1810-1849)

Фридерик Шопен — великий польский композитор. Подобно Моцарту и Бетховену, он прославился и как гениальный пианист, и в той и в другой области Шопен сказал свое олово: обогатил музыку новым содержанием и образами раскрыл ее новые, неизвестные до того времени выразительные возможности, ввел новые приемы пианистического исполнительства.

В отличие от многих своих предшественников и современников Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не написал ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Исключение составляют несколько камерных сочинений: одно трио (для фортепиано, скрипки и виолончели), две пьесы для виолончели, около двадцати несен. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в одной лишь области фортепианной музыки.

Необычно сложилась и жизнь Шопена. Поляк по происхождению, горячо любивший родину и преданный ей, он все свои зрелые годы вплоть до смерти провел на чужбине. Но это не помешало ему остаться глубоко национальным композитором. Подобно великому Глинке в русской музыке, Шопен стал основоположником польской классической музыки, создав на основе народных песен и танцев высокохудожественные, неповторимо своеобразные произведения.

Музыка Шопена признана была гениальной еще при жизни композитора. И вплоть до наших дней Шопен остается глубоко почитаемым и любимым композитором пианистов всего мира. Немало пианистов завоевали мировое признание замечательным исполнением произведений Шопена (Нейгауз, Рихтер, Софроницкий).

Начиная с 1927 года в Варшаве регулярно устраиваются конкурсы имени. Шопена. Первой премий на первом конкурсе был удостоен советский пианист Лев Оборин.

Дом, в котором родился композитор, в м. Желязово Воля.

Родители композитора: Николя Шопен и Юстина Кжижановска

1810г.Шопен родился в имении Желязова Боля, близ Варшавы, в семье французского эмигранта Н. Шопена, участника польского восстания 1794 года, и польки Ю. Кшижановской.
Первые уроки фортепиано получил у сестры Людвики.
1816г.уроки музыки у чешского пианиста и композитора Б. Живного в Варшаве. Педагог привил любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И. С. Баха.
1817-1818гг.первые сочинения, первые публичные выступления.
1823-1826гг.обучение в лицее, концертные выступления, занятия французским и немецким языками, изучение истории Польши, чтение художественной литературы, уроки живописи.
1826-1829гг.учеба в Варшаве в Высшей школе. Изучение теории и композиции под руководством Ю. Эльснера.
1828-1830гг.написаны два концерта для фортепиано с оркестром, фортепианное трио, «Большая фантазия» на польские народные темы, сонаты, полонезы, мазурки, ноктюрны, этюды.
1829г.начало артистической деятельности. Огромный успех концертов в Вене, Кракове.
1830г.отъезд из Польши во Францию. На прощальном вечере, устроенном друзьями, Шопену преподнесли серебряный кубок с польской землей.
1830-1831гг. восстание против русского самодержавия в Варшаве, организованное польскими патриотами. Ш. собирается прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Жестоко подавленное восстание стало личной трагедией, возвращение на родину оказалось невозможным.
Написаны: Баллада соль минор, скерцо си минор, этюд до минор («Революционный»).
1831г.переезд в Париж. Успех в качестве пианиста. Знакомство с выдающимися современниками: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, П. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Ж. Санд, художником Э. Делакруа. Издание сочинений не приносит денег — Шопен вынужден давать уроки музыки по пять-семь часов ежедневно.
1830-1840гг.творческий расцвет. Среди крупных произведений — баллады, скерцо, сонаты, Фантазия фа минор, баркарола. Соната для виолончели и фортепиано. Миниатюры: ноктюрны (всего около 20), полонезы (16), вальсы (17), экспромты.
Написана Вторая соната си-бемоль минор — одно из самых трагических произведений композитора
1834-1836гг.встречи в Германии с Ф. Мендельсоном и Р. Шуманом, пребывание на острове Майорка в Испании вместе с Жорж Санд (псевдоним знаменитой французской писательницы Авроры Дюдеван)
1848г.путешествие в Лондон.
1849г.композитор скончался и похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Согласно желанию покойного, на его похоронах был исполнен Реквием Моцарта, а сердце отправлено в Варшаву, в церковь Святого Креста.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА

Пианист, новатор в области содержания, музыкального языка, форм, жанров, гармонии. Основоположник польской классической музыки.
Творчество Шопена тесно связано с событиями его жизни: разлукой с горячо любимой родиной, мечтами о свободной стране. Композитор одним из первых привнес в западную музыку славянские интонационные и ладовые элементы. Блестяще раскрыл технические и выразительные возможности фортепиано — инструмента, для которого написаны почти все его сочинения.

Главная тема творчества Шопена — тонкая романтическая лирика, человеческие чувства, эмоции, переживания, при этом у композитора нет программных сочинений. Ф.Шопен не использовал уточняющих, поясняющих замысел названий, литературных сюжетов.

Жанры

  • Для фортепиано: от фортепианной миниатюры до крупных концертных произведений.
  • Камерно-инструментальные: трио для фортепиано, скрипки и виолончели, соната для виолончели.
  • Песни.

Истоки музыкального языка

  • Польский фольклор (народные лады, мелодии, ритмы, жанры).
  • Итальянская кантилена, итальянские жанры (тарантелла, баркарола).
  • Испанское болеро.
  • Марш, хорал.

Для творчества Шопена характерны как классические, так и романтические черты:

КЛАССИЦИЗМРОМАНТИЗМ
Строгие, четкие формы (период, трехчастная форма, рондо);
стройность, ясность замысла
Жанр миниатюры, национальный колорит, красочная гармония, острота контрастов, эмоциональность высказывания, исполнитель­ское рубато (ритмическая свобода, внутри- тактовые замедления и ускорения)

Мелодии

Шопен обладал уникальным мелодическим даром, индивидуальность его мелодий — в органичном сочетании вокальной кантилены, декламационных, речевых интонаций, танцевальных элементов.
Многообразные украшения (мелизмы) — важный элемент тем. Они не просто виртуозны, а интонационно выразительны. Истоки богатой мелодической орнаментики Шопена— от итальянских оперных мелодий и народных инструментальных наигрышей.

Гармония и фактура

  • Богатство, разнообразие фактурных решений, использование выразительных возможностей различных регистров («тембров»).
  • Гармонические фигурации, подголоски — все «поющее», мелодичное.
  • Обертоновые звучания.
  • Смелые, красочные тональные сопоставления, энгармонические модуляции, альтерированные аккорды, именной аккорд (Д67).
именной аккорд (Д67)

Новаторство

  • Шопен создал новый фортепианный жанр баллады (масштабные произведения, написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум).
  • Композитор по-новому трактовал существующие жанры: драматизация и поэтизация танцев (мазурки, полонеза, вальса), этюда; прелюдия из вступительного жанра становится самостоятельным; скерцо (до Шопена— одна из частей цикла) превращается в самостоятельный жанр не шутливого, а возвышенного, драматического характера.
  • Ф.Шопен объединил различные жанры: хорал, полонез звучат в ноктюрнах, полонез — в мазурке, мазурка — в финале фортепианного концерта, в полонезе и т. д. Прелюдия звучит как марш, мазурка, пастораль, элегия.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • Для фортепиано: сонаты, концерты для фортепиано с оркестром, полонезы, баллады, скерцо, рондо, вальсы, полонезы, мазурки, ноктюрны, этюды, прелюдии.
  • Камерно-инструментальные ансамбли: соната для виолончели и фортепиано, интродукция и полонез для фортепиано и виолончели, трио для фортепианно, скрипки и виолончели и др.
  • Песни для голоса с фортепиано.

Перейдя по ссылке, Вы сможете посмотреть Дом-Музей Композитора в г.Варшава.

Добавить комментарий