Фридерик Шопен — великий польский композитор. Подобно Моцарту и Бетховену, он прославился и как гениальный пианист, и в той и в другой области Шопен сказал свое олово: обогатил музыку новым содержанием и образами раскрыл ее новые, неизвестные до того времени выразительные возможности, ввел новые приемы пианистического исполнительства.
В отличие от многих своих предшественников и современников Шопен сочинял почти исключительно для фортепиано. Он не написал ни одной оперы, ни одной симфонии или увертюры. Исключение составляют несколько камерных сочинений: одно трио (для фортепиано, скрипки и виолончели), две пьесы для виолончели, около двадцати несен. Тем более поразительно дарование композитора, сумевшего создать так много яркого, нового в одной лишь области фортепианной музыки.
Необычно сложилась и жизнь Шопена. Поляк по происхождению, горячо любивший родину и преданный ей, он все свои зрелые годы вплоть до смерти провел на чужбине. Но это не помешало ему остаться глубоко национальным композитором. Подобно великому Глинке в русской музыке, Шопен стал основоположником польской классической музыки, создав на основе народных песен и танцев высокохудожественные, неповторимо своеобразные произведения.
Музыка Шопена признана была гениальной еще при жизни композитора. И вплоть до наших дней Шопен остается глубоко почитаемым и любимым композитором пианистов всего мира. Немало пианистов завоевали мировое признание замечательным исполнением произведений Шопена (Нейгауз, Рихтер, Софроницкий).
Начиная с 1927 года в Варшаве регулярно устраиваются конкурсы имени. Шопена. Первой премий на первом конкурсе был удостоен советский пианист Лев Оборин.
Родители композитора: Николя Шопен и Юстина Кжижановска
1810г. | Шопен родился в имении Желязова Боля, близ Варшавы, в семье французского эмигранта Н. Шопена, участника польского восстания 1794 года, и польки Ю. Кшижановской. Первые уроки фортепиано получил у сестры Людвики. |
1816г. | уроки музыки у чешского пианиста и композитора Б. Живного в Варшаве. Педагог привил любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И. С. Баха. |
1817-1818гг. | первые сочинения, первые публичные выступления. |
1823-1826гг. | обучение в лицее, концертные выступления, занятия французским и немецким языками, изучение истории Польши, чтение художественной литературы, уроки живописи. |
1826-1829гг. | учеба в Варшаве в Высшей школе. Изучение теории и композиции под руководством Ю. Эльснера. |
1828-1830гг. | написаны два концерта для фортепиано с оркестром, фортепианное трио, «Большая фантазия» на польские народные темы, сонаты, полонезы, мазурки, ноктюрны, этюды. |
1829г. | начало артистической деятельности. Огромный успех концертов в Вене, Кракове. |
1830г. | отъезд из Польши во Францию. На прощальном вечере, устроенном друзьями, Шопену преподнесли серебряный кубок с польской землей. |
1830-1831гг. | восстание против русского самодержавия в Варшаве, организованное польскими патриотами. Ш. собирается прервать концертное турне и вернуться в Польшу. Жестоко подавленное восстание стало личной трагедией, возвращение на родину оказалось невозможным. Написаны: Баллада соль минор, скерцо си минор, этюд до минор («Революционный»). |
1831г. | переезд в Париж. Успех в качестве пианиста. Знакомство с выдающимися современниками: композиторами Г. Берлиозом, Ф. Листом, П. Паганини, В. Беллини, Дж. Мейербером, литераторами Г. Гейне, А. Мицкевичем, Ж. Санд, художником Э. Делакруа. Издание сочинений не приносит денег — Шопен вынужден давать уроки музыки по пять-семь часов ежедневно. |
1830-1840гг. | творческий расцвет. Среди крупных произведений — баллады, скерцо, сонаты, Фантазия фа минор, баркарола. Соната для виолончели и фортепиано. Миниатюры: ноктюрны (всего около 20), полонезы (16), вальсы (17), экспромты. Написана Вторая соната си-бемоль минор — одно из самых трагических произведений композитора |
1834-1836гг. | встречи в Германии с Ф. Мендельсоном и Р. Шуманом, пребывание на острове Майорка в Испании вместе с Жорж Санд (псевдоним знаменитой французской писательницы Авроры Дюдеван) |
1848г. | путешествие в Лондон. |
1849г. | композитор скончался и похоронен на кладбище Пер-Лашез. Согласно желанию покойного, на его похоронах был исполнен Реквием Моцарта, а сердце отправлено в Варшаву, в церковь Святого Креста. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА
Пианист, новатор в области содержания, музыкального языка, форм, жанров, гармонии. Основоположник польской классической музыки.
Творчество Шопена тесно связано с событиями его жизни: разлукой с горячо любимой родиной, мечтами о свободной стране. Композитор одним из первых привнес в западную музыку славянские интонационные и ладовые элементы. Блестяще раскрыл технические и выразительные возможности фортепиано — инструмента, для которого написаны почти все его сочинения.
Главная тема творчества Шопена — тонкая романтическая лирика, человеческие чувства, эмоции, переживания, при этом у композитора нет программных сочинений. Ф.Шопен не использовал уточняющих, поясняющих замысел названий, литературных сюжетов.
Жанры
- Для фортепиано: от фортепианной миниатюры до крупных концертных произведений.
- Камерно-инструментальные: трио для фортепиано, скрипки и виолончели, соната для виолончели.
- Песни.
Истоки музыкального языка
- Польский фольклор (народные лады, мелодии, ритмы, жанры).
- Итальянская кантилена, итальянские жанры (тарантелла, баркарола).
- Испанское болеро.
- Марш, хорал.
Для творчества Шопена характерны как классические, так и романтические черты:
КЛАССИЦИЗМ | РОМАНТИЗМ |
Строгие, четкие формы (период, трехчастная форма, рондо); стройность, ясность замысла | Жанр миниатюры, национальный колорит, красочная гармония, острота контрастов, эмоциональность высказывания, исполнительское рубато (ритмическая свобода, внутри- тактовые замедления и ускорения) |
Мелодии
Шопен обладал уникальным мелодическим даром, индивидуальность его мелодий — в органичном сочетании вокальной кантилены, декламационных, речевых интонаций, танцевальных элементов.
Многообразные украшения (мелизмы) — важный элемент тем. Они не просто виртуозны, а интонационно выразительны. Истоки богатой мелодической орнаментики Шопена— от итальянских оперных мелодий и народных инструментальных наигрышей.
Гармония и фактура
- Богатство, разнообразие фактурных решений, использование выразительных возможностей различных регистров («тембров»).
- Гармонические фигурации, подголоски — все «поющее», мелодичное.
- Обертоновые звучания.
- Смелые, красочные тональные сопоставления, энгармонические модуляции, альтерированные аккорды, именной аккорд (Д67).
Новаторство
- Шопен создал новый фортепианный жанр баллады (масштабные произведения, написанные под впечатлением от баллад А. Мицкевича и польских дум).
- Композитор по-новому трактовал существующие жанры: драматизация и поэтизация танцев (мазурки, полонеза, вальса), этюда; прелюдия из вступительного жанра становится самостоятельным; скерцо (до Шопена— одна из частей цикла) превращается в самостоятельный жанр не шутливого, а возвышенного, драматического характера.
- Ф.Шопен объединил различные жанры: хорал, полонез звучат в ноктюрнах, полонез — в мазурке, мазурка — в финале фортепианного концерта, в полонезе и т. д. Прелюдия звучит как марш, мазурка, пастораль, элегия.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- Для фортепиано: сонаты, концерты для фортепиано с оркестром, полонезы, баллады, скерцо, рондо, вальсы, полонезы, мазурки, ноктюрны, этюды, прелюдии.
- Камерно-инструментальные ансамбли: соната для виолончели и фортепиано, интродукция и полонез для фортепиано и виолончели, трио для фортепианно, скрипки и виолончели и др.
- Песни для голоса с фортепиано.
Перейдя по ссылке, Вы сможете посмотреть Дом-Музей Композитора в г.Варшава.