А.Н. Скрябин.Фортепианное творчество

Скрябин писал исключительно форте­пианную и симфоническую музыку. Но если первое произ­ведение для оркестра — прелюдия “Мечты” — появилось только в конце 1890-х годов, то фортепианные пьесы Скря­бин начал сочинять еще в отроческие годы и писал их всю жизнь, поверяя любимому инструменту “все изгибы безум­ной фантазии”.

Среди жанров фортепианной музыки много прелюдий (89), этюдов (27), а также вальсы, мазурки, экс­промты, ноктюрны. Эти жанры сформировались в XIX веке в творчестве композиторов-романтиков, в первую очередь у Шопена, влияние которого на молодого Скрябина было до­вольно значительным. Наряду с миниатюрами у Скрябина есть концерт, сонаты, причем интерес к произведениям круп­ной формы у него возрастает в 1900-е годы. Именно тогда в его творчестве появляется новый в фортепианной музыке жанр поэмы. Многие фортепианные сочинения создаются одновременно с симфоническими, являясь как бы их спут­никами, и раскрывают те же идеи.

В фортепианном творчестве Скрябина в течение всей его жизни происходит интенсивное развитие музыкально­выразительных средств, особенно гармонии и фактуры. Эта эволюция была столь значительна, что стиль ранних и позд­них произведений отличается весьма существенно. Однако уже в ранних фортепианных сочинениях отчетливо просту­пают характерные черты скрябинского стиля. Его пьесы от­личают изысканность, бесконечное разнообразие тончайших нюансов, градаций темпа, хрупкая, ломкая, “парящая” фак­тура в пьесах, воплощающих образ идеальной мечты, и нерв­ное, импульсивное, “толчкообразное” движение в пьесах по­рывистого характера.

Один из любимых жанров композитора — прелюдия. Он писал их в течение всей жизни. Прелюдии миниатюрны, предельно лаконичны. В них сочетаются прихотливость, импровизационность высказывания и четкая форма, тщатель­ная отделка всех деталей.

Примером может служить одна из самых ранних пре­людий Скрябина, написанная им в 16-летнем возрасте, — прелюдия ми минор ор. 11 №4. В первом же такте пьесы хроматическое движение мелодии в левой руке “застывает” на загадочно звучащем увеличенном трезвучии, затем медленно и плавно скользит вниз и завершается выразительным пе­вучим мотивом. На нем начинается секвентное восхожде­ние, но в конце первого предложения (прелюдия написана в форме периода из двух предложений) мотив становится бо­лее напряженным. Вместо восходящей октавы звучит ма­лая, а затем уменьшенная септима. Однако этот порыв га­сится. В мелодии правой руки возникает интонация томле­ния-вздоха и горестное звучание аккорда доминанты с сек­стой.

Конец второго предложения неясен. Возникает прерван­ный оборот… Пауза… В небольшой коде на фоне печально­го перезвона на звуке си дважды повторяется начальный хроматический мотив прелюдии. Он “зависает” на звуке соль… Исчезает… Звучит тоническое трезвучие, но и оно угасает, и остаются лишь щемяще-печальный звук си и глухой отзвук ми в басу.

Прелюдия ля минор ор. 11. В основе этой пьесы — изыс­канное вальсовое движение, иногда завуалированное, иногда — более явное.

Фактура прелюдии капризно-ломкая, воздуш­ная, мелодическая линия имеет изломанный рисунок. Час­то возникают остановки на самой слабой— третьей — доле такта, почти все время на неустойчивых аккордах.

Во всех голосах много хроматических задержаний, проходящих и вспомогательных звуков, придающих музыке хрупкость. Темп слегка меняется почти в каждом такте (эти измене­ния Скрябин отмечает ремаркой “рубато”).

Характерной для стиля Скрябина особенностью фактуры является располо­жение звуков аккорда, который берется не сразу, а постепен­но. Примером могут служить два первых такта прелюдии. В септаккорде II ступени, с которого начинается пьеса, вна­чале берутся его крайние звуки, образующие остро звуча­щую малую септиму, и лишь на третьей доле такта мелоди­ческое движение голосов на широком расстоянии приводит к полному септаккорду.

Типичен для гармонии Скрябина аккорд второго такта. Это доминанта к доминанте (так на­зываемая двойная доминанта), в которой понижен квинто­вый тон. Его звуки берутся постепенно, отчетливо слышны два составляющих аккорд тритона.

Созерцание, томление, изысканная нежная лирика — это один из характерных для Скрябина образов в музыке, кото­рый от сочинения к сочинению будет приобретать все более хрупкий облик.

Другой, контрастный образ характеризуется пылкостью, дерзновенностью. Пьесам такого рода свойственна напря­женность звучания, окрыленность, восторг.

Этюд ре-диез минор ор. 8 — одно из самих известных сочинений Скрябина такого характера. Его “предшествен­ником” можно считать этюд Шопена до минор ор. 10, кото­рый известен под названием “Революционный”, а “совре­менниками” — “Музыкальные моменты” Рахманинова ми минор и до мажор ор. 16. Так же как и в них, в пьесе Скрябина воплотился призыв к действию, волевой порыв, гордый вызов, но в более экстатическом звучании.

С пер­вых же тактов возникает необычайно широкий охват фор­тепианного пространства. Раскидистые триольные фигура­ции звучат во всем диапазоне левой стороны клавиатуры. В репризе этюда они превращаются в мощную полно­звучную аккордовую фактуру, триолями, характерную для многих скрябинских произведений. На этом фоне тема, изложенная октавами в правой руке, напоминает страст­ную призывную ораторскую речь. Необычайно рельефно ее начало — октавный скачок вниз и стремительный взлет:

Упоение свободой, ликование, экстаз — все соединяется в этой замечательной музыке, которая, несмотря на минор­ную тональность, лучезарна и ослепительно ярка.

Добавить комментарий