Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)

“Никто не в состоянии делать всё: балагурить и
потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё
одинаково хорошо, как это умеет Гайдн”
Вольфганг Амадей Моцарт
 Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, один из
представителей венского классицизма.
 Й. Гайдна называют «отцом симфонии и квартета» – в его
творчестве эти жанры стали классическими.

Даты,
города,
страны
Основные событияМузыкальные
произведения
31 марта 1732г.-Родился в деревне Рорау, расположенной недалеко от столицы Австрии Вены в семье каретника и кухарки.
– Музыкальное дарование проявилось рано.
– Первоначальные навыки игры на клавире и скрипке получил у
школьного учителя и церковного регента (руководителя церковного хора) Франка
1740 – 1749 гг.– Певчий в соборе святого Стефана в Вене. Пел на богослужениях и церковных торжествах до 18 лет; играл на клавире, скрипке и органе.
– За девять лет службы получил всего два урока композиции.
– Был уволен из хора, когда у него начал ломаться голос.
– Бедственное положение. Зарабатывает уроками, игрой на инструментах в уличных ансамблях, перепиской нот.
– Некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Николы Порпоры.
– Самостоятельно изучает музыкальные произведения и труды по
истории и теории музыки.
1750-е гг.Сочиняет ряд произведений, положивших начало его известности как композитораЗингшпиль «Хромой бес», дивертисменты и серенады,
первые струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга.
1759 – 1761 гг.Капельмейстер при дворе графа Морцина.Сочинение первых симфоний
1761 – 1790 гг.– Служба у трёх поколений венгерских князей Эстергази в Эйзенштадте (под Веной) и в летней резиденции «Эстергаз» (Венгрия) капельмейстером.
– Зависимое положение музыканта-слуги, множество служебных и административных обязанностей.
– Работа с оркестром и хором благотворно сказалась на развитии Й. Гайдна как композитора.
– Посещение Вены, творческое общение с В. А. Моцартом
Для капеллы и домашнего театра написано
большинство симфоний («Медведь», «Детская», «Школьный учитель» в том числе «Траурная», «Прощальная»), опер, квартетов, месс.
1780 – 1790 гг.Расцвет творчества
1786 гСоздание шести Парижских симфоний по заказу графа Д′Оньи.
1792 г.Знакомство с Л. Бетховеном в Бонне.
1791 – 1792 гг.– Две поездки в Англию.
– Участие в концертах, дирижирование собственными сочинениями.
Создание двенадцати Лондонских симфоний.
1794 – 1795 гг.Избрание Почётным доктором Оксфордского университета.
1799 гПремьера прошла в Вене с большим успехом (в 1802 году оратория была
исполнена в Санкт-Петербурге).
Под впечатлением от ораторий Г. Ф. Генделя, услышанных в Лондоне, создаёт ораторию на библейский сюжет «Сотворение мира».
1801 г.Создание оратории «Времена года» на сюжет из крестьянской жизни
(последнее сочинение Й. Гайдна).
31 мая
1809 г.
Й. Гайдн умер. Похоронен в Вене.
Дом в Рорау, в котором родился Й. Гайдн
Собор Святого Стефана, Вена. В нем пел Й. Гайдн.

Инструменты Й. Гайдна

Эстерхази Дворец на Wallnerstrasse Вене

Миклош Иосиф Эстерхази

ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА

Австрийский композитор XVIII века. Один из представителей венского класси­цизма.

Черты стиля

Музыка Гайдна — жизнерадостная, энергичная, светлая. Большинство произведений написано в мажорных тональностях (например, лишь одна из 12 Лондонских симфоний — минорная).

Неиссякаемая фантазия и остроумие — одна из характерных черт стиля Гайдна

Жанры

Симфонии, камерные ансамбли, оперы, оратории, концерты для различных инструментов, произведения для клавира и др.

Новаторство

  • Создал классические образцы симфоний, сонат, квартетов.
  • В зрелых симфониях (Лондонских) окончательно сформировалась классиче­ская сонатная форма и сонатно-симфонический цикл.
  • Утвердил в своем творчестве основной метод симфонического развития — мотивно-тематическое (выделение из темы короткого активного элемента и его развитие).
  •  В последних симфониях Гайдн окончательно сформировался состав симфоничес­кого оркестра: струнный квинтет и группа пуховых инструментов, построенная по принципу парности (две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две вал­торны, две трубы и литавры).
  • Гайдн обновил и обогатил народными интонациями тематический материал.

В форме сонатно-симфонического цикла пишутся симфонии, сонаты, концерты,концерт ансамбли (трио и квартеты)

В симфонии – четыре части, в сонате и концерте – три части.

Симфонический цикл:

  • I часть – быстрая. Сонатное аллегро;
  • II часть – медленная. Анданте или Адажио;
  • III часть – умеренная. Менуэт;
  • IV часть – быстрая. Народно-жанровый финал.

По одной из версий, рассматривать части сонатно- симфонического цикла можно следующим образом:

  • I часть – человек действует;
  • II часть – человек отдыхает, размышляет;
  • III часть – человек танцует;
  • IV часть – человек действует со всеми.

Прочитать об Сонатной форме можно по ссылке.

Вена во времена Гайдна была многонациональным городом. На ее улицах звучали немецкие, итальянские, славянские, венгерские песни и танцы. Это отразилось на музыкальном языке композитора. В всем творчестве он использовал австрийский музыкальный фольклор; интонации и ритмы немецких, венгерских, славянских, итальянских тем.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • 104 симфонии. Среди них: «Прощальная», «Траурная», «Утро», «Поддень», «Ве­чер», «Детская», «Часы», «Медведь», 6 Парижских, 12 Лондонских и др. (названия не авторские).
  • 83 квартета (шесть «русских»)
  • 52 сонаты для фортепиано
  • 24 оперы (зингшпили, оперы-сериа, оперы-буффа)
  • 35 концертов для разных инструментов с оркестром
  • 2 оратории: «Сотворение мира» и «Времена года»
  • Ансамбли для различных инструментов, обработки песен, вокальные (арии, серенады, хоры) и инструментальные произведения


Больше узнать о творчестве Й. Гайдна можно посмотрев следующие видео:

  1. 1 часть Й. Гайдн
  2. 2 часть Й. Гайдн

Прочитать биографию Й. Гайдна




Добавить комментарий