М.И. Глинка. Опера “Иван Сусанин”

Биография композитора

Михаил Глинка – краткая биография Глинка Михаил Иванович (1804—1857), композитор. Родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии в семье помещика. В 1818 г. поступил в Благородный пансион при Петербургском педагогическом институте, который закончил в 1822 г. В пансионе Глинка начал сочинять музыку и стал популярен как автор замечательных романсов. Всего им написано 80 произведений для голоса и фортепиано, среди которых шедевры вокальной лирики: элегии «Не искушай», «Сомнение», цикл «Прощание с Петербургом» и другие. После окончания пансиона Глинка поступил в Главное управление путей сообщения, но вскоре оставил службу, чтобы всецело посвятить себя музыке.

В 1830—1834 гг. он предпринял большое путешествие по Италии, Австрии и Германии, знакомясь с европейскими музыкальными традициями и совершенствуя своё композиторское мастерство. По возвращении приступил к осуществлению своей заветной мечты — написать русскую оперу. Сюжет был подсказан В. А. Жуковским — подвиг Ивана Сусанина. Уже в 1836 г. в Петербурге состоялась премьера оперы «Жизнь за царя». После успеха Глинка принялся за вторую оперу, на этот раз на пушкинский сюжет. Работа шла, правда с перерывами, около шести лет. В 1842 г. состоялась премьера «Руслана и Людмилы», ставшей первой сказочно-эпической оперой в истории русской музыки.

Творчество Глинки высоко ценилось музыкантами — его современниками. Так, Ф. Лист переложил для фортепиано «Марш Черномора» из «Руслана и Людмилы» и очень часто исполнял его в своих концертах.

В 1844—1847 гг. Глинка путешествовал по Франции и Испании. Образы Испании нашли своё отражение в увертюрах «Арагонская хота» (1845 г.) и «Ночь в Мадриде» (1851 г.). Не менее красочно воплотил композитор в симфонической музыке и образ родной страны. Находясь в Варшаве, он написал оркестровую фантазию «Камаринская» (1848 г.) на тему двух русских народных песен. Об этом сочинении П. И. Чайковский сказал, что в нём, «как дуб в жёлуде, заключена вся русская симфоническая музыка».

В 1856 г. Михаил Иванович поехал в Берлин изучать полифонию старых мастеров, чтобы воскресить в своём творчестве древнерусские знаменные церковные напевы. Реализовать замысел не удалось: 15 февраля 1857 г. Глинка скончался.
Источник: https://citaty.su/kratkaya-biografiya-mixaila-glinki

Факты из жизни

  1. Родиной великого русского композитора является небольшое село Новоспасское в Смоленской губернии. Большое семейство Глинки проживало там с того самого времени, как их прадед – польский дворянин принял присягу на верность русскому царю и продолжил служить в армии России.
  2. Сразу после войны двенадцатого года Михаил был собран и отправлен на учебу в Петербург. Там он познакомился с такими выдающимися людьми, как Александр Пушкин, Евгений Баратынский, Василий Жуковский, Вильгельм Кюхельбекер, Владимир Одоевский. С последним у Глинки сложились особенно близкие дружественные отношения
  3. Родители композитора доводились друг другу дальними родственниками – троюродными братом и сестрой. Для того, чтобы венчание состоялось, отцу Михаила, Ивану Николаевичу пришлось обращаться за одобрением к архиерею.
  4. Тогда же будущий композитор окончательно убедился в том, что музыка – это не просто интерес, страсть, некая забава, а его жизнь и призвание. Он берет приватные уроки у известных музыкантов того времени, и буквально через некоторое время его первые романсы на стихи Пушкина и Баратынского становятся известными в светских кругах. Сам же Глинка был недоволен своими успехами. Он не признавал свой талант.
  5. В 1835 году Глинка со своей молодой женой отправляется в родное имение, где он и приступает к работе над будущей оперой «Жизнь за царя».
  6. Проходит год и он отправляет партитуру на проверку и разбор к Александру Гедеонову – директору императорских театров. Последнему она категорически не нравится, и он отдает её капельмейстеру Кавосу, зная, что он готовит свою оперу на схожую патриотическую тему. Но Кавос поступает честно и великодушно: он хвалебно отзывается о произведении молодого композитора и снимает с репертуара театра свою работу. Только директор так и не заплатил Михаилу Ивановичу заслуженный гонорар.
  7. Вот еще один замечательный факт из жизни композитора. Премьера оперы «Жизнь за царя» прошла с невероятным успехом. Сам композитор еще долго не мог поверить в успех «предприятия».Но события говорили сами за себя: его лично хвалил сам император, а музыкальные и театральные критики отнесли произведение к лучшему образцу национальной героико-патриотической эпопеи.
  8. В день премьеры не обошлось без скандала. Во время представления один из посетителей публично заявил, что такая музыка достойна лишь кучеров. К счастью, никто не обратил особого внимания на этот выпад. А сам композитор согласился с мнением «публики», отметив, что многие кучера умнее и практичнее некоторых господ.

Источник: https://obrazovaka.ru/essay/glinka/interesnye-fakty-iz-zhizni

История создания оперы “Иван Сусанин”

Опера М.И. Глинки “Иван Сусанин” – героическая народная музыкальная драма. Это первая русская национальная опера. 

Сюжетом для создания оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина во время оккупации России польскими захватчиками. Действие оперы происходит осенью 1612 – весной 1613 года. Поляков уже изгнали из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино Костромской губернии, где жил Иван Сусанин. Он согласился стать проводником, но завёл отряд в непроходимые болота и сам погиб там. 

Подвиг Сусанина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу “Иван Сусанин”. Вдохновил он и композитора М.И. Глинку, который давно искал сюжет для оперы. И вот однажды на вечере у В.А. Жуковского, когда Глинка поделился своими планами о написании героической оперы, тот предложил ему сюжет об Иване Сусанине. Известно, что Жуковского давно волновала личность этого героического крестьянина, пожертвовавшего жизнью ради освобождения страны от иноземных захватчиков. К тому же Жуковский, являясь воспитателем наследника престола Александра Николаевича (в будущем – императора Александра II), знал о желании императора увидеть на сцене русскую национальную оперу. Но Жуковский не стал писать либретто, как обещал. Глинке пришлось обратиться к услугам барона Е.Розена (на сценах советских театров опера шла с новым текстом С. Городецкого). Глинку увлекла идея оперы, тем более, что он знал о подвиге Ивана Сусанина, и эта тема его волновала.

Премьерная постановка состоялась в Петербурге 27 ноября 1836 года. Успех , по словам автора, был “самый блистательный”; ему в большой степени способствовали выдающиеся оперные певцы О.Петров и А. Петрова- Воробьева – исполнители главных партий Сусанина и Вани. Тем не менее часть аристократической публики презрительно называла музыку оперы “мужицкой”, “кучерской”, на что композитор остроумно заметил в своих “Записках”: это хорошо и даже верно, ибо кучера, по-моему, дельнее господ”

Опера несколько раз меняла свое название: сначала сам композитор назвал ее «Иван Сусанин». Но опера с таким названием уже была у известного в то время музыканта Катарино Кавоса, поэтому на завершающем этапе работы Глинка переименовал ее в «Смерть за царя». Композитор хотел посвятить ее императору Николаю I, и тот благосклонно принял посвящение, но предложил свой вариант названия: «Жизнь за царя»

По этой ссылке оперу “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”) можно посмотреть полностью.

Действующие лица:

ИВАН СУСАНИН, крестьянин села Домнина (бас)
АНТОНИДА, его дочь (сопрано)
ВАНЯ, его приемный сын (контральто)
БОГДАН СОБИНИН, ратник, жених Антониды (тенор)
НАЧАЛЬНИК ПОЛЬСКОГО ОТРЯДА (бас)
ВЕСТНИК (тенор)
НАЧАЛЬНИК РУССКОГО ОТРЯДА (бас)

КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНКИ, ОПОЛЧЕНЦЫ, ПОЛЬСКИЕ ПАНЫ И ПАНЕНКИ, РЫЦАРИ.

Опера состоит из четырех действий и эпилога. Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах, эпилог — в Москве на Красной площади.

Зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд ищет дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел недругов в болото, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин оказался подвергнут смертельным пыткам, но места убежища царя не выдал.

Первое действие – характеристика русского народа и основных героев произведения. Оно начинается из обширной хоровой интродукции.( Интродукция – введение. В опере это вокальный ансамбль, хор или оркестровый фрагмент, предваряющий действие.) В интродукции звучит хор “Родина моя”, в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

I действие : На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Каватина Антониды “Ах ты, поле, поле ты мое” полна искренности и нежности, а изящное, оживленное Рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: “Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи”.

Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собинин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

II действие: Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. Бал в старинном польском замке короля Сигизмунда III показан танцевальной музыкой. Четыре танца, следующие один за другим – блестящий польский Полонез, Краковяк, Вальс и Мазурка – образуют своего рода симфоническую сюиту из одних только польских (не считая вальс) танцев. Открывается действие блестящим Полонезом:

“Полонез”

В сюжетно-драматическом развитии оперы сцена бала имеет большое значение. В музыке национальных танцев Глинка нашел много ярких и образных штрихов, метко характеризирующих польскую шляхту- гордую и надменную. Ритмически рельефные мелодии полонеза и мазурки в дальнейшем всюду сопровождают появление поляков.

“Мазурка”

Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».

III действие: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Песня Вани “Как мать убили” открывает третье действие и служит музыкальной характеристикой мальчика-сироты. Ваня выражает благодарность названому отцу. Песня Вани близка к русским народным песням.

Свадебный хор девушек-подружек “Разгулялися, разливалися воды вешние по лугам”. Хор изложен в своеобразном пятидольном размере, типичном для русских песен; в нем много бесполутоновых мелодических оборотов.

Песня – романс Антониды  “Не о том скорблю, подруженьки” – одна из самых поэтичных страниц оперы. Мелодия ее выразительна и задушевна. В ней слышатся трогательные интонации народных причитаний. Песня-романс раскрывает всю глубину горя Антониды и тем самым с новой стороны показывает богатство ее душевного мира.

IV действие:   Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина – один из наиболее напряженных, драматических эпизодов оперы. Именно в это арии до конца раскрывается образ Сусанина – героя и патриота. Ария начинается полным душевного волнения напевным речитативом “Чую правду”. Музыка эта – образец выразительной песенной декламации Глинки. Интонации Сусанина по прежнему неторопливы, величавы и мужественны. Следующая за речитативом Ария “Ты взойдешь моя звезда” проникнута скорбным настроением. Сусанин предчувствует скорую гибель и вспоминает своих детей, мысленно прощаясь с ними и готовится к смерти. Музыка арии строга и очень сдержанна. Мелодия проста, выразительна и напевна.

Поднимается метель. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

Эпилог:  В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор “Славься!”, написанный в духе победного народного канта, музыка хора величава и торжественна, и это придает ей черты гимна. Сам Глинка назвал этот хор гимном-маршем.

Опера “Иван Сусанин” – произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка опера глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами – интродукцией и эпилогом. Это подчеркивает то, что действующим лицом оперы является народ. В хоровых сценах отражены переживания русских людей, дана разносторонняя характеристика народа, раскрыты его героизм, стойкость, величие и сердечная отзывчивость.

Творчество Михаила Ивановича Глинки (1804 – 1857) – свидетельство могучего подъёма национальной культуры. В истории русской музыки, Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода: его произведения определили общенациональное и мировое значение русской музыкальной культуры. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древне – русского хорового искусства, по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы 18 – начала 19 вв. Родоначальник русской музыкальной классики, Глинка определил новое понимание народности в музыке.

Домашнее задание  

Приготовиться к тесту по теме “Опера М.И. Глинки “Иван Сусанин”.

Примерный перечень музыкальных номеров на викторину:

Хоровая интродукция, I действие
Полонез, мазурка из II действия

Песня Вани и Романс Антониды, III действие
Ария Сусанина, IV действие
Хор “Славься”, эпилог

Добавить комментарий