С.С. Прокофьев. Кантата “Александр Невский” для меццо-сопрано, хора и оркестра.

В нескольких монументальных произведениях Прокофьева на­ шли отражение важные события отечественной истории. Это музыка к фильмам «Александр Невский» (и кантата того же названия), «Иван Грозный», опера «Война и мир». Написанные в 30—40-е годы, в советский период творчества композитора, эти сочинения проникнуты любовью к отчизне, воспевают народ, его величие и силу духа. В них развивается героико-эпическая линия
русской музыкальной классики, идущая, от «Руслана» Глинки, «Князя Игоря» Бородина, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова. Вместе с тем исторические музыкальные картины Прокофьева отличает острое, чувство современности.

Кантата «Александр Невский» написана на тексты поэта Влади­мира Луговского и самого композитора. Она предназначена для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра. Кантата возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Фильм и музыка к нему, созданные незадолго до Великой Отечественной войны, воскресили на экране героическую борьбу дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами.

П. Корин. Александр Невский. Триптих. 1942-1943 гг.

В кантате семь частей:

  1. «Русь под игом монгольским»
  2. «Песня об Александре Невском» (Образы русских)
  3. «Крестоносцы во Пскове» (Образы крестоносцев в крайних частях, образы русских в средней части)
  4. «Вставайте, люди русские» (Образы русских)
  5. «Ледовое побоище» (Столкновение русских и крестоносцев)
  6. «Мертвое поле»
  7. «Въезд Александра во Псков»

Характеристика Русских:

• Темы лирико-эпические, диатонические, с размеренной ритмикой, небольшого диапазона, передающие спокойный, величавый характер.
• Трагический образ дан в середине первого номера и в «Мертвом поле».
• Русские темы в «Ледовом побоище» легки и задорны; ритмически и интонационно напоминают скоморошьи наигрыши и лихие солдатские песни.
• В оркестре преобладает теплый тембр струнных и деревянных духовых инструментов.

Характеристика Крестоносцев:

• Образ жестокой, механической, враждебной силы создают резкие аккорды, штрихи у струнных sul ponticello (у подставки); пронзительно звучащие медные духовые, специально записанные с треском фонограммы (с помощью воздуха, направленного на магнитофон) или с сурдинами.
• Вокальная тема-хорал звучит на латинском языке.
• Инструментальные темы: военная фанфара с квинтовыми кличами; «скок свиньи» («свинья» — боевое построение тевтонского войска в форме клина) с острым механическим ритмом; тема с уменьшенной терцией.

Первая часть «Русь под игом монгольским» – короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий. Господствуют архаические попевки с диковатым «всхлипывающим» форшлагом, с широко разведёнными унисонами, звучащими у самых высоких и самых низких инструментов, создавая тем самым впечатление безмерной дали, огромных пространств.

1 часть Русь под игом монгольским

“Песня об Александре Невском”- вторая часть кантаты. Музыка величавая и строгая. Она похожа на фреску древнего Русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине. В песне говорится о победе Русских над шведами и дается предостережение: “Кто придет на Русь, будет насмерть бит”. И текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Вокальную партию исполняет унисонный хор – мужские голоса, дополненные альтами. Основная мелодия (“А и было дело на Неве реке”) повествовательная размеренная. Почти каждый слог произносится на одном звуке; распевание слогов, свойственное русским протяжным песням, здесь редко.

Первый раздел “А и было дело”

В “Песне об Александре Невском” воспроизведены особенности характерные для напевов многих древнерусских былин, например таких, как знаменитая были об Илье Муромце с ее неторопливой “рассказывающей” интонацией.

В Прокофьевском напеве мы слышим вместе с тем и своеобразные черты, присущие именно стилю данного композитора: особую четкость заключительного октавного оборота в мелодии, чеканность ритма в оркестровом сопровождении.

В средней части песни (“Ух! Как бились мы, как рубились мы!”) повествование становится более взволнованным и темп его ускоряется. В соответствии с ритмом стиха в музыке сменяют друг друга двух-, трехдольные размеры. Оркестр воспроизводит звуки битвы – бряцание оружия, удары мячей. Арфы подражают звучанию гуслей, сопровождавших в старину эпические песни.

В репризе возвращается главная “Богатырская” мелодия хора.

Реприза

Третья часть – “Крестоносцы во Пскове” – составляет резкий контраст с предшествующим и сама внутренне контрастна (в середине её проходит русская тема). В оркестровом вступлении “Крестоносцев” устрашающие диссонансы – словно каменные глыбы, падающие одна на другую, и одновременно – будто пронзительный крик и стон, стоящий в завоеванном городе. Эта музыка проходит три раза перед началом каждого из трёх разделов этой части. Господствующая тембровая окраска – медные, часть которых с сурдинами.

Фрагмент 3 части.

“Вставайте, люди русские” – четвертая часть. Это хоровая песня совершенно иного характера. Не рассказ о минувших событиях, а призыв к бою за русскую землю. Во время Великой Отечественной войны хор “Вставайте, люди русские” часто звучал по радио. Фильм “Александр Невский” показывали на фронтах солдатам Советской Армии. Один из участников обороны Севастополя вспоминает:” Потрясающее впечатление производила песня “Вставайте, люди русские”. Усиленная резонансом подземелья, она властно захватывала душу”.

С давних пор на Руси существовал обычай – возвещать о важных событиях ударами набатного колокола. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части (как и в ” Песня об Александре Невском” это хор написан в трехчастной форме.) В мелодии, в ее настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.

И здесь мы наблюдаем сочетание народных песенных традиций с прокофьевскими современными музыкальными приемами. Так, например, для ладовой окраски мелодии характерна переменность, идущая от русской народной песни: мелодия “переливается” из до минора в ми-бемоль мажор.

Первый раздел “Вставайте люди русские”

Но следующую фразу Прокофьев смело начинает в, казалось бы, далекой (“чужой”) тональности до-бемоль мажор, которая в свою очередь переходит в ми-бемоль минор:

Богатство и смелость гармонических и тональных красок – одна из характерных черт музыки Прокофьева.

Средняя часть хора написана в ре мажоре (после ми бемоль мажора, в котором окончилась первая часть, снова происходит яркая смена тональных красок: ми-бемоль мажор-ре мажор). Появляется новая тема – певучая, привольная, светлая, напоминающая некоторые темы из “Русланы” Глинки. Эту мелодию хор поет на слова “На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу”

В рассмотренных двух частях кантаты перед нами предстала в музыке Прокофьева Русь богатырская и героическая, величавая и привольная.

Основные темы псов-рыцарей впервые появляются в третьей части кантаты (” Крестоносцы во Пскове”). Затем они проходят в пятой части, которая называется “Ледовое побоище”.

Владимир Серов. Ледовое побоище

Это грандиозная симфоническая картина с участием хора. Она открывается музыкальным пейзажем -пустынное зимнее озеро перед началом битвы. В оркестре холодные “застывшие” звучания, сумрачные минорные гармонии, резкий “каркающий” звук альтов.

Из далека доносится военный сигнал крестоносцев. В след за тем слышится дробное равномерное постукивание (играют струнные басы у подставки), в начале еле слышное:

…Тяжело мчатся закованные в железо тевтонские всадники. На них рогатые шлемы, закрывающие лицо капюшоны с зияющими глазными отверстиями. Тевтонское войско построено в форме “клина”.”Скок Свиньи” так назван этот эпизод в фильме. 

Ритм скачки подчеркнуто однообразен, бездушен, механичен. На него наслаиваются в оркестре пронзительные и завывающие голоса тубы, саксофона, труб и других инструментов. В музыке прокофьева тевтонские рыцари скачут “с неумолимостью танковой колонны их омерзительных потомков” (Так говорил Эйзенштейн, потрясенный музыкой). Эпизод вражеского нашествия приобрел у Прокофьева остро современный характер.

Эпизод “скачки”.

Кроме оркестра здесь участвует еще и хор – рыцари поют фанатический хорал (на латинском языке):

Их пение переходит в яростные крики: ” Распнем побежденных, уничтожим врага”. 

Нарастающие звучание оркестра и хора можно сравнить с крупным планом в кино. Кажется, что вражеское войско оглушительным лязганьем и грохотом надвигается прямо на слушателя.

Вступление в бой дружины Александра Невского отмечено энергичным звучанием у трубы темы хора ” Вставайте, люди Русские”. Батальные эпизоды подобно кинокадрам быстро проносятся перед слушателем. В одном из них появляется новая русская тема – легко и стремительно летящая, удалая. Это тема “русской атаки”:

Эпизод Русской атаки

Она слышится то совсем близко, то издали. Снова впечатление кинематографической смены планов: то “крупный кадр”, то отдельная перспектива “побоища”.

В кульминационных эпизодах противоборствующие темы сталкиваются, сшибаются друг с другом, как противники в бою. Прокофьев применяет особый прием сочетания тем: они даются одновременно, при этом каждая остается в свое тональности. Например, тема “русской атаки” в ре мажоре, а сигнал крестоносцев в до-диез миноре. Возникает сложное (битональное, то есть двухтональное) сочетание. Своей резкостью оно подчеркивает остроту схватки. Вражеская тема затем искажается, “слабеет”.

Удивительна “зримость” музыкальных образов и в картине гибели крестоносцев. Оркестровыми средствами переданы и треск льда, и холодные темные волны, заливающие поле битвы, и мрачный драматизм происходящего.

Эпизод Гибели крестоносцев.

Для изображения крестоносцев Прокофьев привлек средства, резко отличные от тех, что мы отмечали в разобранных частях кантаты.

Если в характеристике русских звучали мелодии, опирающиеся на различные песенные интонации, то в музыке, характеризующей псов-рыцарей тевтонского ордена, важную роль играет тема, написанная композитором в духе церковных католических хоралов.

Вместо ясных, красочных диатонических гармоний – устрашающие диссонирующие сочетания. Вместо певучих”человеческих” тембров струнных – режущие, завывающие, пронзительные тембры преимущественно медных инструментов.

Огромное симфоническое напряжение разрешается в заключении всей картины. Тихо и светло звучит русская тема. Это знакомая уже мелодия – ее пели альты в середине хора ” Вставайте, люди русские” на слова ” На Руси Родной, на Руси большой не бывать врагу”. Теперь она поручена первым скрипкам в высоком регистре в сопровождении нежного дрожащего тремоло у вторых скрипок. Это музыка мира и тишины, наступивших на освобожденной земле.

В шестой части “Мертвое поле” – воплощен образ лирический и скорбный. Здесь поет один только женский голос (меццо-сопрано) в сопровождении оркестра. В фильме эта музыка связанна с таким эпизодом: после Ледового побоища, закончившегося победой дружины Невского, девушка-невеста ищет своего жениха среди русских воинов, павших на поле боя. Образ символический – Родина оплакивает своих сыновей.

Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных “плачей” (“Плач Ярославны” из оперы Бородина), слышатся в музыке Прокофьева. Горестная попевка звучит в самом начале, во вступлении, которое играют скрипки. Вокальная мелодия замечательна сочетание напряженной выразительности и сдержанности. Мелодия глубоко печальна, но движение ее ровно и строго. Для этой музыки также характерна переменность (до-минор – ми бемоль мажор). В третьем такте в оркестровом сопровождении звучит глубокий минорный аккорд (ля бемоль- минорное трезвучие), подчеркивающий скорбный характер музыки:

6 часть. Мертвое поле

Седьмая часть – “Въезд Александра во Псков”. В хоровом финале, прославляющем Русь-победительницу, соединяются в более мощном звучании знакомые русские темы кантаты: песня об Александре Невском и светлая мелодия из средней части хора “Вставайте, люди русские”. Первая, поистине богатырская тема даётся здесь в увеличении, а затем и в двойном увеличении (уже в самом конце финала). Благодаря четырехголосному хоровому изложению (вместо унисона) она приобретает гимнический, торжественный характер. Одновременно с хором мелодия звучит и в оркестре. Вторая тема также дана в замедленном темпе и в более широком хоровом изложении. Кроме этих двух в финале возникают еще новая веселая плясовая тема у хора (“Веселися, пой, мать родная Русь”) и скоморошьи наигрыши из 5-й части.

7 часть. Въезд Александра во Псков.

В кантате “Александр Невский”, посвященной далеким историческим событиям, Прокофьев прославил победу народу в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.

Кантата “Александр Невский” полностью:

Также можно посмотреть фильм “Александр Невский ” реж. С. Эйзенштейна:

Добавить комментарий