“Никто не в состоянии делать всё: балагурить и
потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё
одинаково хорошо, как это умеет Гайдн” Вольфганг Амадей Моцарт
Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, один из
представителей венского классицизма.
Й. Гайдна называют «отцом симфонии и квартета» – в его
творчестве эти жанры стали классическими.
Даты, города, страны | Основные события | Музыкальные произведения |
31 марта 1732г. | -Родился в деревне Рорау, расположенной недалеко от столицы Австрии Вены в семье каретника и кухарки. – Музыкальное дарование проявилось рано. – Первоначальные навыки игры на клавире и скрипке получил у школьного учителя и церковного регента (руководителя церковного хора) Франка | |
1740 – 1749 гг. | – Певчий в соборе святого Стефана в Вене. Пел на богослужениях и церковных торжествах до 18 лет; играл на клавире, скрипке и органе. – За девять лет службы получил всего два урока композиции. – Был уволен из хора, когда у него начал ломаться голос. – Бедственное положение. Зарабатывает уроками, игрой на инструментах в уличных ансамблях, перепиской нот. – Некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Николы Порпоры. – Самостоятельно изучает музыкальные произведения и труды по истории и теории музыки. | |
1750-е гг. | Сочиняет ряд произведений, положивших начало его известности как композитора | Зингшпиль «Хромой бес», дивертисменты и серенады, первые струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга. |
1759 – 1761 гг. | Капельмейстер при дворе графа Морцина. | Сочинение первых симфоний |
1761 – 1790 гг. | – Служба у трёх поколений венгерских князей Эстергази в Эйзенштадте (под Веной) и в летней резиденции «Эстергаз» (Венгрия) капельмейстером. – Зависимое положение музыканта-слуги, множество служебных и административных обязанностей. – Работа с оркестром и хором благотворно сказалась на развитии Й. Гайдна как композитора. – Посещение Вены, творческое общение с В. А. Моцартом | Для капеллы и домашнего театра написано большинство симфоний («Медведь», «Детская», «Школьный учитель» в том числе «Траурная», «Прощальная»), опер, квартетов, месс. |
1780 – 1790 гг. | Расцвет творчества | |
1786 г | Создание шести Парижских симфоний по заказу графа Д′Оньи. | |
1792 г. | Знакомство с Л. Бетховеном в Бонне. | |
1791 – 1792 гг. | – Две поездки в Англию. – Участие в концертах, дирижирование собственными сочинениями. | Создание двенадцати Лондонских симфоний. |
1794 – 1795 гг. | Избрание Почётным доктором Оксфордского университета. | |
1799 г | Премьера прошла в Вене с большим успехом (в 1802 году оратория была исполнена в Санкт-Петербурге). | Под впечатлением от ораторий Г. Ф. Генделя, услышанных в Лондоне, создаёт ораторию на библейский сюжет «Сотворение мира». |
1801 г. | Создание оратории «Времена года» на сюжет из крестьянской жизни (последнее сочинение Й. Гайдна). | |
31 мая 1809 г. | Й. Гайдн умер. Похоронен в Вене. |
Инструменты Й. Гайдна
Миклош Иосиф Эстерхази
ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА
Австрийский композитор XVIII века. Один из представителей венского классицизма.
Черты стиля
Музыка Гайдна — жизнерадостная, энергичная, светлая. Большинство произведений написано в мажорных тональностях (например, лишь одна из 12 Лондонских симфоний — минорная).
Неиссякаемая фантазия и остроумие — одна из характерных черт стиля Гайдна
Жанры
Симфонии, камерные ансамбли, оперы, оратории, концерты для различных инструментов, произведения для клавира и др.
Новаторство
- Создал классические образцы симфоний, сонат, квартетов.
- В зрелых симфониях (Лондонских) окончательно сформировалась классическая сонатная форма и сонатно-симфонический цикл.
- Утвердил в своем творчестве основной метод симфонического развития — мотивно-тематическое (выделение из темы короткого активного элемента и его развитие).
- В последних симфониях Гайдн окончательно сформировался состав симфонического оркестра: струнный квинтет и группа пуховых инструментов, построенная по принципу парности (две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, две трубы и литавры).
- Гайдн обновил и обогатил народными интонациями тематический материал.
В форме сонатно-симфонического цикла пишутся симфонии, сонаты, концерты,концерт ансамбли (трио и квартеты)
В симфонии – четыре части, в сонате и концерте – три части.
Симфонический цикл:
- I часть – быстрая. Сонатное аллегро;
- II часть – медленная. Анданте или Адажио;
- III часть – умеренная. Менуэт;
- IV часть – быстрая. Народно-жанровый финал.
По одной из версий, рассматривать части сонатно- симфонического цикла можно следующим образом:
- I часть – человек действует;
- II часть – человек отдыхает, размышляет;
- III часть – человек танцует;
- IV часть – человек действует со всеми.
Прочитать об Сонатной форме можно по ссылке.
Вена во времена Гайдна была многонациональным городом. На ее улицах звучали немецкие, итальянские, славянские, венгерские песни и танцы. Это отразилось на музыкальном языке композитора. В всем творчестве он использовал австрийский музыкальный фольклор; интонации и ритмы немецких, венгерских, славянских, итальянских тем.
СПИСОК ОСНОВНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- 104 симфонии. Среди них: «Прощальная», «Траурная», «Утро», «Поддень», «Вечер», «Детская», «Часы», «Медведь», 6 Парижских, 12 Лондонских и др. (названия не авторские).
- 83 квартета (шесть «русских»)
- 52 сонаты для фортепиано
- 24 оперы (зингшпили, оперы-сериа, оперы-буффа)
- 35 концертов для разных инструментов с оркестром
- 2 оратории: «Сотворение мира» и «Времена года»
- Ансамбли для различных инструментов, обработки песен, вокальные (арии, серенады, хоры) и инструментальные произведения
Больше узнать о творчестве Й. Гайдна можно посмотрев следующие видео:
Прочитать биографию Й. Гайдна