Симфоническая сюита “Шехеразада”

Симфоническая сюита «Шехеразада» Римского-Корсакова (1888) — произведение программное, написанное по мотивам араб­ских сказок «Тысяча и одна ночь». Она состоит из четырех частей, объединенных не только одним замыслом, но и общими музыкаль­ными темами. Так, тема рассказчицы Шехеразады появляется во всех частях. Сочиняя сюиту, композитор сперва предполагал дать каждой части свое название. Однако позднее он от этой мысли от­казался, считая более полезным, чтобы слушатели свободно следо­вали своей фантазии.

Первая часть первоначально называлась «Море и Синдбадов корабль». Во вступлении звучат две контрастные темы: царя Шахриара — грозного и жестокого владыки — и прекрасной, юной Шехеразады. Первая тема исполняется струнными и медными ду­ховыми инструментами в низком регистре:

Тема Шах-риара

Тема мудрой рассказчицы Шехеразады всегда звучит у скрип­ки соло. По своему мелодическому рисунку она напоминает затей­ливый восточный орнамент, как бы «вьется». Композитор придал ей своеобразный ладовый колорит, применив дорийский минор (с большой секстой):

Тема Шехеразады

Главная партия последующего сонатного аллегро — образ вол­нующегося моря. Мелодия главной партии основана на теме Шахриара, однако теперь она становится темой героя сказки — отважного путешественника Синдбада, сохраняя суровый характер.

Тема моря

С ней контрастирует светлая побочная — тема Синдбадова корабля:

тема Синдбадова корабля

Мерное и тихое чередование мягких аккордов у деревянных духовых инструментов с неповторимо своеобразным звучанием бесполутонового лада в мелодии передает плавное покачивание корабля на волнах океана. И снова море волнуется и бушует (за­ключительная партия). Вслед за видоизмененной репризой сле­дует заключение — кода. Тема Шахриара здесь светлеет, как буд­то деспотический владыка под влиянием прекрасных сказок смяг­чился и дарует Шехеразаде еще один день жизни, чтобы услышать продолжение.

Симфоническое развитие этой части отличается большой ди­намичностью. Все темы изложены неустойчиво, текуче. Это способ­ствует созданию впечатления непрерывного движения, изменчи­вости, характерных для морской стихии.

Н.А.Римский-Корсаков. “Шехеразада” 1 часть

Вторая часть. Первоначальное название ее было такое: «Фан­тастический рассказ Календера-царевича». Вновь звучит голос Шехеразады. Она начинает новую сказку. Но поскольку далее сказ­ка ведется «от первого лица», на первый план выступает новый рассказчик — Календер. Вот почему солирующую скрипку сменяет другой инструмент — солирующий фагот. Основная тема второй части, построена на интонациях восточных народных песен и вначале звучит спокойно, повествовательно:

Тема Календера

Далее следует несколько ярких симфонических вариаций. Переходя от инструмента к инструменту, меняя гармоническое сопровождение тема получает новый облик.
Середина части ярко контрастна. Слышатся тревожные фафнарные призывы (тромбоны). К концу музыка переходит в марш.

С наступлением репризы повествовательная тема звучит уже не так спокойно. В конце появляется грозная тема Шахриара.

Н.А.Римский-Корсаков. “Шехеразада” 2 часть

Третья часть — «Царевич и Царевна» — носит лирический характер. Музыка полна света, жаркого солнца, сладостного томления. Первая тема (Царевич) — широкая, напевная — напоминает восточную народную мелодию:

Тема Царевича

Вторая тема (Царевна) — танцевального характера — создает грациозный, женственный образ:

Тема Царевны

В середине части появляется тема Шехеразады, рассказавшей еще одну удивительную сказку. Задумчиво звучит голос скрипки.

Для музыки всей части характерен восточный колорит. Он про­является и в мелодических оборотах, и в орнаментальных наигры­шах, напоминающих звучание восточных инструментов.

Н.А.Римский-Корсаков. “Шехеразада” 3 часть

Четвертая часть — «Багдадский праздник и корабль, разбиваю­щийся о скалу с медным всадником». Слышится гневный голос Шахриара — ему отвечает мягкий голос Шехеразады. Она начи­нает свою последнюю сказку. Доносится шум праздника в восточном городе. Основная тема четвертой части — в характере восточного танца, в ритме лезгинки:

Среди множества мелькающих образов можно уловить темы Царевны из третьей части и тревожного марша из середины второй части. Постепенно музыка становится все более драматичной. И вот уже все заполняет грозная и могучая тема моря. Разбушевалась
морская стихия. Тема моря переплетается с грозной темой марша из второй части. Наступает кульминация. Затем все стихает, успокаиваются волны, и нет уже корабля Синдбада. Он разбился о скалы во время бури. Звучат тихая грустная тема Шехеразады и
укрощенная, покоренная ею тема Шахриара. Он даровал жизнь прекрасной мудрой рассказчице Шехеразаде.

Н.А.Римский-Корсаков. “Шехеразада” 4 часть

Все части сюиты контрастны. Но вместе с тем они объединены двумя основными темами (Шахриара и Шехеразады). Тема Шехеразады проходит во всех частях. В финале появляются темы из всех предыдущих частей, что придает ему роль итоговой части.

Образ Востока в музыкальном языке сюиты представлены:

Мелодика
– лирические темы, наигрыши, орнаментальность, воинственные интонации.
Гармония
– красочная; использование диатонических ладов; терцевые соотношения.
Ритм
– прихотливый, танцевальный, уверенный;
Тембр
– красочность, подражание восточным инструментальным ансамблям;
Методы развития
– вариационность, контрастное сопоставление, тембровое развитие.

Особенности развития:

  • Эпический тип – контрастное сопоставление различных тем и образов.
  • Варьирование (тематическое, гармоническое, тембровое, ритмическое, жанровое) – главный приём развития внутри каждой части.

Единство сюиты :

  • Программный замысел.
  • Неоднократное проведение темы рассказчицы Шехерезады во всех частях цикла.
  • «Волшебные» превращения главных лейтмотивов – тем Шахриара и Шехерезады – в другие сказочные образы. Тема Шахриара превращается в тему военных сигналов и в тему моря – главная партия первой части. Тема Шехерезады – в побочную партию первой части и в тему царевича Календера из второй части
  • В финале звучат темы из второй и третьей частей.
  • На кульминации произведения (коде) возвращается тема моря, Синдбадова корабля и две основные темы – Шахриара и Шехерезады из первой части.

На музыку симфонической сюиты «Шехеразада» Михаил Фокин поставил балет.

Премьера состоялась 4 июня 1910 года в Гранд-опера, и создан спектакль был в «Русских сезонах» Сергея Дягилева.

Посмотреть балет можно по этой ссылке.

Добавить комментарий